Александр Чернушенко: «Личностей такого масштаба – единицы…»
В Государственной академической капелле состоялся праздничный концерт, посвященный 90-летию ее художественного руководителя народного артиста СССР и почетного гражданина Санкт-Петербурга Владислава Чернушенко.
Во втором отделении симфоническим оркестром дирижировал его сын народный артист России Александр Чернушенко. Он рассказал, почему именно такой репертуар был выбран для вечера и трудно ли быть сыном выдающегося музыканта.
- Александр Владиславович, в праздничный вечер прозвучали произведения Петра Чайковского и Сергея Слонимского. Почему выбор пал именно на них?
- С одной стороны, это наша абонементная программа. Но с другой – это именно те произведения, которые любит Владислав Александрович и которые под его руководством исполнял наш симфонический оркестр. К тому же, эта программа построена таким образом, что дирижерами выступают его ученики. Я имею в виду Илью Дербилова и, конечно, себя.
- Признайтесь, трудно было учиться у собственного отца?
- Понимаете, говорить об отце всегда достаточно сложно, тем более хвалить, что не совсем свойственно для родственников. В то же время мы все прекрасно понимаем: личностей такого масштаба в любом веке – единицы.
Он в Капелле с малых лет. И посвятил ей практически всю жизнь. Поэтому к такой знаковой фигуре даже я, несмотря на то, что являюсь его сыном, отношусь с огромным почтением.
Такое же теплое отношение к Владиславу Александровичу у всего коллектива, включая хор и оркестр. Для нас всех это уникальная личность, с ним всегда очень хочется работать, и мы делаем это с большой радостью.
- А сам Владислав Александрович как относится к концертам в свою честь?
- Вы знаете, на самом деле он человек, который мало внимания обращает на юбилеи и другие праздничные даты. Для него это повседневная работа, в которой ничего необычного нет. Просто в этот вечер исполняется одна из программ, которая наиболее любима маэстро и которой он всегда сам дирижировал.
- Владислав Александрович рассказывал, как Евгений Мравинский, с которым он был дружен, предрек вам еще в детстве карьеру дирижера. И вы действительно им стали и даже учились у своего отца. Чему он вас научил как музыканта?
- Для любого исполнителя, на каком бы уровне он ни находился, очень важно, когда за спиной есть тот, кто может подсказать, помочь или научить. В то же время это колоссальная ответственность, потому что ты постоянно ловишь на себе оценивающий взгляд, это достаточно сложно. Причем не только для меня. Можно спросить Илью Дербилова, который всю жизнь испытывал такие же чувства. Потому что в голове постоянно крутится мысль – а насколько правильно ты всё делаешь и что скажет по этому поводу маэстро.
В свое время я был студентом Владислава Александровича. Правда, недолго, потому что быть одновременно ректором консерватории и руководителем Капеллы, да еще заниматься обучением сына – это непросто. Тем более что сын всегда может подождать, поэтому для меня было привычным делом сидеть в приёмной консерватории и дожидаться урока, который мог не всегда состояться. В общем-то из-за этого отец перевёл меня в класс Ильи Александровича Мусина. А так мы бок о бок проработали в Капелле много лет. У меня, например, уже скоро будет 40 лет. Он же в этой должности уже более полувека, а это значительно больше половины жизни.
Капелла стала для Владислава Александровича и для всей нашей семьи вторым домом. В любую эпоху дирижеров такого масштаба и с таким дарованием, как у него, буквально единицы. Нам всем очень повезло работать вместе с Владиславом Александровичем столько лет.
Напомним, в Капелле состоялся концерт в честь рыцаря русской музыки.