Яндекс.Метрика
  • Наталья Питахина

Стало известно, как в Петербурге волонтеры помогают малышам

В больницах лежат не только дети с родителями, но и сироты, отказники и те, кого изъяли из семей
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В будни и праздники в петербургских больницах лежат не только дети с родителями, но и сироты, отказники и малыши, изъятые из семей. Детям с бедой в душе мам заменяют добровольцы.

Рано утром в субботу зазвонил телефон. «У нас пополнение! В больницу Педиатрического университета поступил чудный малыш Ванечка, шесть месяцев. Солнечный мальчик с синдромом Дауна из дома ребенка, лежит без сопровождения, срочно нужны волонтеры», – говорит координатор проекта «Вместо мамы». Открываю график дежурств: у новенького Вани почти все смены пустые. Надеваю специальную «детскую» футболку с собачками, серьги в виде матрешек, которые всегда беспроигрышно радуют малышей, и еду дежурить.

ВАНЯ

Ванечка приехал в Петербург из другого региона, его готовят к операции в отделении кардиоревматологии. Это все, что я о нем знаю, и почти все, что нужно знать, чтобы дежурить у него. В маленькой палате рядом – две мамочки с детьми: целуют их, гладят, кормят, играют.

Ваня совершенно один, ему плохо, и забота взрослого нужна круглосуточно. Больничная жизнь шестимесячного солнечного малыша в целом та же, что и у всех младенцев его возраста: еда, туалет, игра, гигиена, сон, и так по кругу. В случае с моим подопечным все осложняет тот факт, что он сирота с тяжелым заболеванием.

В разлинованную от руки тетрадку – дневник волонтера – пишу все, что происходит за смену, для следующего дежурного. Правый глаз воспален, нужно капать; Ванечка простыл, хрипит и кашляет, нос не дышит, толком не дает ему спать, так что минимум каждые два часа нужно ходить на пост к медсестре – на санацию. Пока несла малыша от поста до палаты, он задремал. Поспал на мне два часа «столбиком», и вот уже настроение появилось: внимательно рассматривает висящую на кроватке погремушку, перебирает свои пальчики, следит за перемещением игрушки, несколько раз переворачивается со спинки на бочок, пытается гулить.

Кормлю раз в три часа, через зонд. Смесь вливаю очень медленно, с помощью шприца. На каждое кормление уходит около часа.

Приходит дежурный врач, назначает ингаляции, просит фиксировать, сколько выпито и выделено, поэтому взвешиваю использованные памперсы и пеленки, все записываю. Гулять пока нельзя. Остальное – как у всех: водные процедуры, переодевание, общение и главное – любовь. Так пролетают шесть часов моей смены. Дожидаюсь «ночного» волонтера и еду домой. Сразу после дежурства сложно переключиться на что-то свое. По дороге мысли только о том, как Ваня перенесет операцию и какая судьба ждет его дальше.

СЕРЕЖА

Вспомнила еще об одном подопечном «Вместо мамы». Сереженька, любимый наш «сын полка»… С ним связан целый год волонтерской жизни. Бесконечная эпопея переездов из одной больницы в другую закончилась совсем недавно – Сережа, кажется, полежал во всех, теперь он в детском доме. Как ребенок там живет?

За свою короткую жизнь этот мужественный кроха пережил столько, что не каждый взрослый выдержит: родная мама сначала приходила к нему, потом отказалась от него, потом ее лишили родительских прав… Сереже сделали две операции, восстановление и реабилитация были очень непростыми, но он терпел и почти не плакал… Параллельно лечению и процедурам учился жить: переворачиваться, ползать, ходить, есть и пить без зонда – из бутылочки, потом с ложки и из поильника, повторял отдельные слоги и слова, играл в ладушки, посылал воздушные поцелуи, собирал пирамидки и пробовал танцевать… В больнице встретил свой первый день рождения и даже покрестился. И сейчас все мы, кто весь этот год ездил к Сереженьке на дежурства, просим Бога послать нашему мальчику любящих родителей.

СНОВА ВАНЯ

Прошла неделя, и я снова дежурю у солнечного Ванечки. Операцию из-за простуды пришлось немного отложить, но зато как изменился малыш! Еще неделю назад еле двигался, а теперь – настоящий шустрик: активно крутит головой, заинтересованно смотрит, пытается достать висящую игрушку, поймать руку взрослого и свободно дышит носом. Одиноких малюток помимо лечения исцеляют любовь и забота. Улыбнешься, погладишь, обнимешь, похвалишь, песенку споешь, массаж сделаешь – и на глазах расцветают даже самые тяжелобольные дети.

ЖЕНЯ

Вечер понедельника. Еду с работы. В чате «Дети в больницах» появляется сообщение: «Дорогие мамочки, SOS, помогите, заболел волонтер. В больнице Святой Ольги с нами по-прежнему двухмесячный Женя, и завтра ночью он совсем один…»

Соображаю: если к ночи никто не отзовется, пойду, на работу утром успею. В таком режиме живу четвертый год и собираюсь продолжать.

«Мы работаем со всеми больницами Петербурга, плюс есть договор с больницей в Токсово в Ленобласти. Конечно, волонтеры – это наша главная движущая сила, наша гордость, любовь и надежда, но бывает, что детей одновременно поступает много, и волонтерских рук не хватает», – отметила директор АНО «Созидатели» Карина Попова. 

«ИЗЪЯТЫЕ ДЕТИ»

Таких детей, как Ваня, Сережа и Женя, в больницах Петербурга каждый месяц сопровождают более 70 волонтеров «Созидателей». Всего в проекте «Вместо мамы» их более 200, и если детей поступает много, то волонтеров не хватает, приходится вызывать платных нянь, говорит директор АНО «Созидатели» Карина Попова.

«Речь идет о детях-сиротах и детях, изъятых из семей органами опеки. Есть постановление правительства России, согласно которому в больницах за такими детьми должны ухаживать сотрудники детских учреждений либо волонтерские организации. Собственных кадров на такое сопровождение у детских домов нет, поэтому они идут за помощью к нам», – рассказала Карина Попова.

По ее словам, больничные медсестры обеспечить такой уход просто физически не в состоянии.

«Судите сами: в отделении, бывает, лежат от 30 до 60 детей, а на посту обычно одна-две медсестры, которые обслуживают всех – делают процедуры, отслеживают прием лекарств. Круглосуточно находиться с ребенком, которому страшно, который кричит от боли, они не смогут. Максимум, что реально, – это раз в три часа дать рожок со смесью и поменять памперс. А мы как раз восполняем пробел в виде материнской заботы: ухаживаем за детьми с рождения до 18 лет, с любыми отклонениями, тяжелыми недугами и с инвалидностью. Потому проект и называется «Вместо мамы». Не обязательно иметь медицинское образование, здесь нужны чуткое сердце и любящие руки», – отметила Карина Попова.

Директор центра социальной поддержки «Созидатели» добавила, что число подопечных с годами не меняется.

«Немного изменилось только процентное соотношение: если раньше в больницах было больше детдомовских детей, из приютов, которые поступали на госпитализацию, то сейчас более 30% таких пациентов – это дети, изъятые из семей. Кого-то изъяли по акту полиции, от кого-то из детей в процессе лечения мама отказалась, как с нашим Сережей, например, произошло. Вообще, изъятые дети – это самая сложная категория. Им тяжелее всех, потому что их только что отняли от родной мамы, и до определения статуса к ним точно никого из родных не пустят», – подчеркнула Карина Попова.

СПАСТИ ЖИЗНЬ МАЛЫШУ

Если волонтерских рук не хватает, приходится привлекать нянь. Один час их работы стоит 300 рублей. Деньги на поддержку проекта поступают от организаций и от физических лиц.

«Но в последние несколько лет, к сожалению, уменьшаются как суммы пожертвований, так и количество тех, кто жертвует на постоянной основе», – рассказала Карина Попова.

А если нет волонтеров и средств на оплату услуг няни, приходится отказывать в помощи. «Бывает, ребенка не берут на плановую операцию, если у него нет сопровождающего; именно поэтому нужны волонтер или няня, чтобы успеть вовремя среагировать, если состояние ухудшается. Были у нас и остановки сердца, и остановки дыхания в тот момент, когда мы дежурили, и своевременная реакция просто спасала жизнь малышу», – поделилась Карина Попова.

По ее словам, пока ребенок лежит в больнице с волонтерами и нянями, он «одомашнивается», приобретает новые знания, умения, навыки и начинает ускоренными темпами развиваться. И благодаря этому получает возможность быстрее найти приемных родителей.

Два года назад к волонтерам проекта «Вместо мамы» присоединилась актриса Анна Ковальчук. В апреле 2025 года она дала благотворительный концерт, все средства пошли на оплату услуг нянь в больницах в пользу проекта.

«Однажды я лежала в больнице с маленькой Златочкой. А в соседних палатах лежали они – отказнички, дети из детских домов, которые попадали на лечение в больницы и оказывались там совершенно одни. Мне повезло, и судьба подарила мне шанс присоединиться к благотворительной организации «Созидатели», и я стала волонтером – СозиМамой», – сказала Ковальчук. 

Ранее мы писали, что директор АНО «Созидатели» Карина Борзых отметила рост профессионализма петербургских волонтеров.