В Петербурге открылась выставка, посвященная подвигу блокадного Ленинграда
В Большом зале Санкт-Петербургского Союза художников на Большой Морской, 38, открылась выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается».
Выставку коллеги-блокадника Союз художников организовывает ежегодно. В этом году таковым стал Николай Муратов. Он известен не только мрачными, в основном черно-белыми, рисунками «Пленные немцы», «Александрийский столп», «Послевоенный пейзаж в Ленинграде». Но и ярким плакатом в стиле «Боевого карандаша» – «Два хребта» (имеются в виду Уральский хребет, до которого планировал добраться Гитлер, и тот хребет, который рейху в итоге сломали). А главное – именно он, а еще Владимир Гальба, Валентин Курдов, Иван Астапов, были основателями «Боевого карандаша» еще в советско-финскую войну. Карикатуры и плакаты поддерживали боевой дух сражающихся.
«Как правило, это все мирные люди, которых война застала врасплох. В войну Муратов стал бойцом МПВО и тушил бомбы-зажигалки. Знаете, такие клещи, которыми надо было хватать загорающуюся бомбу и бросать ее в ведро с водой. И, возможно, тот прозрачный купол, который украшает здание нашего Союза художников, сохранился именно благодаря Муратову», – рассказал искусствовед Владимир Васильев.
Николай Муратов дожил до 1992 года. Он оформлял детские книги и иллюстрировал газеты и журналы. В архивах Союза художников хранятся его листы с авторскими подписями: один датирован февралем 1942 года, второй – еще 1941-м. На втором изображена Александровская колонна с венчающим ее ангелом.
«Сразу вспоминается, что колонну в годы войны не могли ни замаскировать, ни тем более закопать, как статуи Летнего сада. Ангел охранял город от захватчиков», – отметил Владимир Васильев.
Выставка посвящена блокаде Ленинграда. Художники, работавшие в городе в 1941-1943 годах, были обречены получать норму хлеба по карточке «служащего». Она лишь ненадолго отдаляла голодную смерть. Пережили войну дети блокады, которые уже потом стали художниками, и еще, пожалуй, работницы Ломоносовского фарфорового завода. А также те художники, что нашли себя временно в другой специальности, или те, что ушли на фронт либо были эвакуированы.
Председатель правления Союза художников Андрей Базанов рассказал, что организация сама возложила на себя миссию: проводить выставки блокадных художников, и она пошла еще с советских времен, когда свои работы принесли первые художники-блокадники. Сейчас в живых почти никого не осталось.
Выставка поделена на три неравные части. Во-первых, уголок Николая Муратова. Во-вторых, монитор, на котором демонстрируются картины и рисунки блокадных художников и их краткие биографии (как уже сказано, многие из них блокаду не пережили либо умерли сразу после эвакуации). И, в-третьих, основная выставка – картины и скульптурные изображения, сотворенные уже в этом веке. Ее украшением стали две работы Всеволода Петрова-Маслакова – «Пулковский меридиан» и «Тревога» (последняя изображает мать, обнимающую маленького сына). Петров-Маслаков родился в 1930 году и всю блокаду прожил в Ленинграде. Став художником, он нечасто обращался к военной теме, предпочитая жанровые картины на тему «человек и природа». Но сейчас он – единственный художник, заставший блокаду лично и уже в очень сознательном возрасте.
Депутат Законодательного собрания Александр Ржаненков, открывая выставку, вспомнил, как посещал несколько лет назад Иерусалим, где открывалась Свеча памяти. Выступая перед израильтянами, российский президент Владимир Путин рассказал и об ужасах блокады – зал в итоге молча встал, потому что слушать про все это сидя было невозможно.
«Вновь и вновь мы обращаемся к истории и к подвигу», – подвел итог Александр Ржаненков. А Андрей Базанов порадовался, что среди молодых художников есть те, кому тема войны и блокады по-настоящему интересна и важна. Есть надежда, что талант молодых живописцев поможет достучаться до детей и подростков.