Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

«Русская культура сейчас в тренде»: семейная пара из Петербурга занимается художественной вышивкой православных икон

Взрослым помогают дети
Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

Идея создать свою школу вышивки икон возникла у Натальи около шести лет назад.

«К тому моменту я уже была храмовой вышивальщицей и постоянно вышивала православные иконы. Также у меня был достаточно богатый опыт реставрации старинных риз», – рассказывает Наталья Головицкая.

В СПОКОЙНОМ ТОНЕ

В роду у петербурженки был высокопоставленный священник, митрополит.

«Поэтому история, связанная с иконами, в моей жизни возникла не случайно. Сначала я просто вышивала и реставрировала иконы различных размеров и форм, буквально по крупицам собирала старые техники вышивки – даже те, которые давно умерли вместе с носителями этого искусства, – продолжает рассказ Наталья Головицкая. – Техники восстановления икон, которые применяются сейчас, – это не совсем то, что было в старые времена. Сейчас иконы вышивают слишком ярко, вычурно, с явно избыточным количеством золота. В старину на Руси применяли более спокойные тона, без использования такого количества камней, золота и прочих украшений. Поэтому те старые техники, которые я собирала, реставрируя ветхие ризы, очень мне пригодились для того, чтобы набраться опыта и создать собственную школу вышивки».

Наталья Головицкая также организовала группу в социальной сети «ВКонтакте» и начала собирать в ней людей, желающих научиться этому искусству.

«Поначалу я вела этот проект как благотворительный. Свои уроки я записывала на видео и размещала на интернет-платформе. Сейчас у меня там выложено более 600 обучающих роликов. Например, я брала какую-то определенную икону и пошагово показывала, как нужно ее вышивать: бисером, жемчугом, стразами, в разных техниках, большинство из которых я изучила в совершенстве», – говорит наша собеседница.

НУЖНЫЕ ВЕЩИ

Что же стало поводом для того, чтобы превратить эти занятия в бизнес?

«В принципе те курсы вышивания, которые я проводила за донаты, – это уже был бизнес, люди за это платили столько, сколько могли. Сначала это были просто ролики на интернет-платформе, затем я структурировала подаваемую информацию, и из этого получились курсы, – объясняет Наталья Головицкая. – При этом сейчас я сама иконы на продажу не вышиваю. И продавать их я как-то не могу. Честно говоря, у меня дома одна из икон как-то замироточила. После этого собственноручно вышитые иконы я продавать перестала».

Главным продуктом являются наборы для вышивания: сама икона, напечатанная на ткани, и все материалы, которые необходимы для ее художественного оформления.

«Это натуральный перламутр, жемчуг, стразы, чешский бисер разных цветов. Наши наборы – достаточно востребованная вещь, потому что на мои курсы приходит много людей, им интересна эта тема. Сейчас в нашем обществе вообще наблюдается тренд на русскую культуру, на возрождение традиций и, в частности, на вышивку икон. Я стараюсь избавить своих учеников от страха прикоснуться к иконе, и у них он постепенно пропадает», – отмечает основательница семейного дела.

КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ

К разговору подключается муж Натальи Владимир Козлов.

«Вся школа вышивки была еще несколько лет назад организована Натальей, как и курсы вышивания. Но около года назад мы решили, что нужно как-то упорядочить и монетизировать нашу деятельность, масштабировать наш бизнес. Мы начали выпускать наборы для вышивания, и сейчас вся организационная часть лежит на мне. Это вся история, связанная с налогами, юридическими вопросами, я общаюсь с контрагентами. Также я организую все фото- и видеосъемки, связанные с нашим семейным бизнесом», – поясняет Владимир Козлов.

Участвуют в семейном деле и дети.

«Я помогаю маме собирать наборы бусин и фасовать их по пакетикам, – рассказывает юная Анастасия. – Правда, когда вырасту, я хотела бы заняться чем-то другим. Сегодня я готова помогать маме постоянно, но не хотела бы посвящать вышиванию икон всю свою жизнь».

А Василий помогает с видеосъемкой и фотографированием.

«Я освоил эти навыки уже довольно давно, и, как говорят, получается у меня неплохо. Кроме того, раньше я тоже вышивал иконы, но сейчас делаю это лишь время от времени. В будущем я хотел бы продолжить наш бизнес, но скорее в части продвижения нашей продукции», – делится планами молодой человек.

«ХОРОШЕЕ ПОДСПОРЬЕ»

Семья считает, что в Петербурге созданы неплохие условия для ведения бизнеса.

«Конечно, очень хорошее подспорье в этом плане – это субсидии от городских властей. Нам выделили 350 тысяч, и я за это городу очень благодарна, – подчеркивает Наталья Головицкая. И добавляет: – Мы смогли купить вышивальную машину и серьезно продвинуть наш бизнес. У этой машины семнадцать ниточных головок, это позволяет одновременно вышивать семнадцатью цветами. Кроме того, новая машина позволяет выполнять вышивки больших размеров, чего раньше мы делать не могли. Например, Господня плащаница или Богородичная плащаница – это такие большие вышитые полотна, которые лежат в храмах во время церковных праздников».

«Покупка вышивальной машины была моей идеей, и я очень рад, что она наконец-то воплотилась в жизнь, – признается Владимир Козлов. – Вся та часть, которая связана с ее эксплуатацией и ремонтом, тоже на мне. Кроме того, в нашем бизнесе нужно довольно много заниматься и компьютерной графикой, это тоже моя ответственность. В целом моя задача – вывести наш бизнес на другой уровень, чем я в данный момент и занимаюсь».

Семья старается максимально активно участвовать в церковной жизни, рассказала Наталья Головицкая. Ее муж Владимир Козлов служит алтарником в одном из храмов Петербурга. Супруги уверены, что уже смогли занять свою нишу на рынке.