Яндекс.Метрика
  • Карина Галия

Александр Острошабов: «Ископаемые остатки помогут понять, что нас ждет в будущем»

Гид палеопарка, сотрудник Зоологического музея РАН рассказал о профессии палеонтолога и ее особенностях, какие находки можно обнаружить, гуляя по городу, и о новых методиках изучения окаменелостей
Фото: из личного архива Александра Острошабова

– Расскажите о профессии палеонтолога. Как специалисты ищут новые находки?

– Палеонтология – это наука о древней жизни, то есть палеонтологи изучают животных, растения, которые существовали на Земле до появления человека. Сравнительно недавно жившие животные, например, мамонты и шерстистые носороги, тоже попадают в рамки палеонтологии. Она появилась из науки геологии, но геология изучает горные породы, их формирование, возраст, и тут ей на помощь приходят палеонтологи. В геологии есть даже такой термин – «руководящие ископаемые». Так называют древних животных и растения, которые встречаются часто и позволяют определить возраст тех или иных горных пород. Горные породы, в свою очередь, делятся на магматические, которые образовались в результате излияния лавы, магмы и осадочные, которые накапливались на дне древних водоемов и в них встречаются ископаемые остатки.

Многие находки палеонтологов привязаны к конкретным отложениям, то есть они ищут осадочные породы и в них уже пытаются что-то найти, но множество интересных находок были сделаны случайно, особенно в 19-м веке. Например, в угольной шахте в бельгийской коммуне Берниссар в 1878 году нашли 38 скелетов динозавров, а в медных шахтах Приуралья ещё в 18-м веке находили кости древних животных и окаменевшие древесные стволы Пермского периода возрастом примерно 298-251 миллион лет. Поначалу их принимали за «игру природы» или за останки легендарных «чудских рудокопов», а с 19-го века стали изучать предметно.

Был и целенаправленный поиск: в конце 19-го века геолог Владимир Прохорович Амалицкий обратил внимание на то, что на севере России встречаются раковинки моллюсков, очень похожие на те, что находили на юге Африки. Эти моллюски-антракозии жили в Пермском периоде примерно 260 миллионов лет назад. На юге Африки, на плато Кароо, вместе с антракозиями нашёлся целый зоопарк Пермского периода – многочисленные зверообразные рептилии, причудливые ящеры-парейазавры и древние амфибии. Амалицкий предположил, что нечто подобное могло обитать и на месте нынешней России. Маленькие ракушки-антракозии стали компасом, который привёл его на берега реки Северной Двины. Там, в пёстрых песчаниках, Амалицкий нашёл то, что искал – множество костей и целых скелетов животных Пермского периода. Из находок Амалицкого вырос знаменитый Палеонтологический музей, который сейчас находится в Москве, а изначально он располагался в Санкт-Петербурге.

Основной обязанностью палеонтолога является сохранение и изучение. У очень многих людей интерес к палеонтологии начинается с динозавров, потому что это «звезды» палеонтологии, девять из десяти книжек о древних животных – это книги о динозаврах. Знакомясь с миром древних животных через динозавров, многие люди узнают, что были помимо динозавров и трилобиты, и гигантские головоногие моллюски, и огромные странные растения, и зверообразные рептилии. Через этот детский интерес к динозаврам приходят к профессиональной палеонтологии.

 Как менялся ландшафт территории Петербурга и Ленинградской области? Были ли здесь ледники?

– Ландшафты здесь менялись очень сильно, как говорится, в природе нет ничего постояннее перемен. Огромное древнее море плескалось здесь в раннем палеозое, и на память о том море остались слои известняка. Много где они выходят прямо на поверхность – в Путилово, на реке Лаве и на Волхове. Практически вся Ленинградская область лежит на известняках – это как раз дно древнего моря, которое существовало здесь примерно 480 миллионов лет назад. Потом море неоднократно отступало и возвращалось снова. В Девонском периоде наступило время рыб, а на суше появлились первые леса. На память о тех временах остались красные рыжие песчаники – они представлены у нас на реке Луге, на Оредеже и в карьерах у деревни Новинки.

Море здесь существовало и в Каменноугольном периоде, а вот что было после, в Пермском, Триасовом, Юрском, Меловом – об этом мы ничего не знаем. Здесь либо была суша, либо осадочные породы тех времен были сметены ледником. Ледниковый щит мощностью в несколько сотен метров, возможно, даже несколько километров приполз сюда из Скандинавии и сгладил Ленинградскую область, перемолов в пыль целые слои осадочных пород. Из-за этого она теперь по большей части плоская, как стол, лишь с небольшими возвышенностями.

Причем Ледниковый период – это не сплошной холод на протяжении сотен тысяч лет, бывали и периоды потеплений, когда ледник отступал, и тогда с юга на территорию Ленинградской области приходили мамонты и шерстистые носороги. Например, в Зоологическом музее хранится лопатка мамонта, доставленная из Всеволожского района, а в Кировском районе нашёлся даже череп шерстистого носорога.

– Расскажите об изучении древностей на данный момент. Какие интересные находки случается встретить?

– В полях палеонтологи по-прежнему работают по старинке: лопаты, ножи, кисточки, сито, потому что многие окаменелости очень мелкие, и у тех, кто изучает млекопитающих, живших в Мезозойскую эру, главные инструменты – это сито, для просеивания породы, увеличительное стекло, потому что от млекопитающих чаще всего сохраняются очень мелкие зубки. Они у млекопитающих, в том числе у нас с вами, самая крепкая часть скелета. Потом под увеличительным стеклом палеонтологи-«звероловы» осматривают то, что удалось промыть в породе.

Если говорить о лабораторной обработке материалов, то она довольно футуристичная, а в полях все, как годы назад: лопаты, ножи, сушка выкопанных костей паяльными лампами. Кости пропитывают специальными составами, клеями, чтобы они не рассыпались, и даже «пекут» «палеонтологические пироги» для того, чтобы кость в безопасности и сохранности доставить в лабораторию. Ее обмазывают слоем гипса, и получается настоящий «пирог», где в роли теста – гипс, а начинкой выступает сама окаменелость.

Одна из самых интересных и новых методик, которая используется в палеонтологии, – 3D-сканирование. Если раньше для того, чтобы изучить ископаемые остатки, кости, панцири, раковины, палеонтологу нужно было ехать в другой музей, где хранятся эти окаменелости, то сейчас он может заказать 3D-скан интересующей его окаменелости, по почте ему файл пришлют, он его скачает, напечатает на 3D-принтере и получит точную копию, которую сможет подробно изучить.

Недавно сотрудники Санкт-Петербургского университета поместили в томограф черепную коробку динозавра, найденного в Узбекистане, и обнаружили, что при жизни этот динозавр обладал тонким нюхом, по запаху находил растения, а вот какие именно, долгое время было неясно. При томографировании можно получить представление о том, как был устроен мозг этого динозавра, какие там были доли, за что отвечали и какие были развиты наиболее хорошо.

На «лужских Мальдивах» (Шалово-Перечицкий карьер. – Прим. ред.) этой осенью была сделана сенсационная находка палеонтологом-любителем Денисом Гогуевым. Он отправился в карьер искать протакситы (они выглядят как окаменелое дерево, но есть убедительная точка зрения, что это огромные древние грибы). В итоге он нашёл там огромный пень возрастом 385 миллионов лет. Его сейчас изучают специалисты СПбГУ и Ботанического института им. Комарова. Если это окажется дерево, то это докажет, что уже в раннем Девонском периоде на Земле существовали полноценные деревья.

Замечательно, что любителями могут быть сделаны очень яркие и важные научные открытия. Денис сделал все правильно, то есть он не попытался извлечь этот пень самостоятельно, а сообщил о своей находке в чат любителей палеонтологии и связался с заведующим Палеонтологическим музеем СПбГУ Дмитрием Григорьевым. Тот выехал на раскопки, и весь пень был извлечён аккуратно, пропитан составами и доставлен в университет.

 Как древние находки влияют на жизнь современного человека?

– Как сказал один популяризатор науки и научный журналист Антон Нелихов, написавший великолепную книгу «Динозавры России», динозавры нам нужны для того, чтобы лучше понять самих себя. Тут еще можно добавить, что не только динозавры, а вообще любые ископаемые организмы позволяют понять, какими путями шло развитие жизни, как формировались научная картина мира и современный мир. Палеонтология, ископаемые остатки и их изучение помогут нам понять, кто мы такие, откуда мы пришли и что ждет нас в будущем. Почему живые существа вымирают, как и почему формируются экосистемы, сообщества, что им может угрожать – разобраться во всем этом тоже помогает палеонтология.

Остатки широко распространенных древних организмов позволяют установить, какие полезные ископаемые могут быть найдены в том или ином регионе. Зная палеонтологию, мы можем предположить, что перед нами известняки, которые можно использовать в строительстве. Некоторые ископаемые, например, бивни мамонтов, попали уже в Национальный реестр полезных ископаемых в России. Они у нас сохраняются в вечной мерзлоте настолько хорошо, что из них можно делать всевозможные вещицы и экспортировать их.

 Существуют ли организованные поездки в Ленинградскую область на палеонтологические раскопки? И какие места вы бы советовали посетить?

– В Ленинградской области появился первый в России Палеопарк. Сама идея Палеопарка в том, чтобы любой желающий мог приехать и почувствовать себя палеонтологом. Места, где у нас можно найти какие-то ископаемые остатки, являются памятниками природы, кроме того, у нас действует закон «О недрах», который запрещает даже поверхностный сбор ископаемых остатков древних организмов. Можно только в специально оборудованных для этого местах, и вот одно из этих мест – это Палеопарк в Путиловском карьере. Он открыт для посетителей уже 3 года и работает с мая по октябрь. Все лето туда приезжают люди из Санкт-Петербурга, из других регионов России и даже из других стран. Сам карьер до сих пор действует, там добывают известняк, а на его отвалах любой желающий может собрать свою коллекцию трилобитов, древних головоногих моллюсков и других морских обитателей, которые жили здесь сотни миллионов лет назад, и все это совершенно на законных основаниях.

Также для палеонтологических экскурсий интересны карьеры у деревни Новинки, там проходят практику студенты Санкт-Петербургского университета. По берегам реки Луги можно найти ископаемые остатки организмов Девонского периода.

Сейчас активно обсуждается превращение трилобита в один из символов Санкт-Петербурга, потому что у нас они есть даже в стенах зданий, так как они были отделаны путиловскими известняками. Самый знаменитый украшал цоколь лицея в Графском переулке, но на волне растущего интереса к палеонтологии его в этом году сбили и унесли в неизвестном направлении.

В метро Петербурга окаменелостей не так много их, но можно встретить моллюсков-наутилоидей с закрученной раковиной: один на «Площади Восстания», второй на «Московских Воротах». Настоящий палеонтологический зверинец образовался на станции метро «Горный институт». В отделке этой станции был задействован марокканский известняк, и там можно увидеть раковины головоногих моллюсков – белоснежные на черном фоне. В отделке торгового центра «Галерея», а также здания новой сцены Мариинского театра использовался юрский известняк с головоногими моллюсками. Так что палеонтология нас буквально окружает. Больше гуляйте – и вы обязательно что-нибудь заметите.

– Какие популярные мифы и заблуждения о палеонтологии вы можете рассказать?

– Один из самых расхожих мифов – что палеонтология изучает только динозавров и что палеонтологи выкапывают огромные зубастые скелеты. На самом деле целые сочлененные скелеты животных, в том числе и динозавров, попадаются очень редко. Например, в Зоологический институт привезли кости хищного ящера, который жил в Юрском периоде на территории Красноярского края, и вот этот, как предполагается, 5-метровый хищник дошел до нас в виде кусочков, которые уместились в коробке из-под детских ботинок. Большинство находок – это разрозненные обломки, которые ещё предстоит собрать, склеить и понять, как выглядело животное. Но сейчас палеонтология накопила много данных: если находят несколько косточек, то уже легко найти родственников и по отдельным костям или зубам восстановить облик.

Существует миф, или даже скорее шутка, что все древние животные были одинаковыми, просто разные палеонтологи собирали их по-разному. Но большинство динозавров действительно были друг на друга очень похожи. Интерес к палеонтологии чаще всего начинается именно с этих животных.

Есть расхожее заблуждение, что животные разных геологических периодов жили в одно время. Ещё с начала XX века в фильмах и книгах часто соседствуют ящеры Пермского периода, мезозойские динозавры и первобытный человек с дубиной. До сих пор в детских книгах на одной иллюстрации можно увидеть животных, которых в реальности разделяли миллионы лет. В мультфильме «Фантазия» 1940 года есть фрагмент о развитии жизни на Земле, где показана схватка стегозавра с тираннозавром. В реальности их разделяли миллионы лет – от вымирания стегозавров до появления тираннозавров прошло больше времени, чем от тираннозавров до нас с вами.

– Расскажите, как сохраняются ископаемые остатки?

– Для этого должно совпасть несколько условий, чтобы животное или растение сразу после своей смерти стало недоступно для хищников и для кислорода. Идеальные условия для формирования окаменелостей – это дно водоема. Например, умирает динозавр и опускается на дно реки, озера или моря, его заносит слоем ила, песка и без доступа кислорода начинается замещение органического вещества минералами. То, с чем мы имеем дело, кости, отпечатки – это уже камни, которые приняли форму костей. Все органические вещества в этих скелетах, отпечатках – они полностью заменены минералом и получаются такие природные слепки и оттиски.