В театре «АРТ» прошла премьера спектакля «Бешеные деньги»
Это объяснили в музыкально-драматическом театре «АРТ», где представили премьеру спектакля Александра Островского «Бешеные деньги».
Пьеса Александра Островского «Бешеные деньги» – одна из самых популярных. Пожалуй, нет такого театра в России, где бы она не шла раньше или не идет сейчас. Только сегодня в Петербурге дают как минимум два спектакля, поставленных по этому произведению. Поэтому решиться на его постановку в надежде сказать что-то новое – почти подвиг. А сказать что-то новое – серьезная задача.
Создателям спектакля в театре «АРТ» это удалось. При этом ни сценическое решение постановки, ни ожившие на сцене герои Островского не вступают в противоречие с известной пьесой. Скорее наоборот, заставляют по-новому взглянуть на известных персонажей и еще раз переосмыслить классический сюжет.
Напомним, он рассказывает о том, как скромный провинциал Савва Васильков влюбился в красавицу Лидию Чебоксарову, имеющую массу поклонников и привыкшую жить на широкую ногу, но испытывающую сейчас финансовые затруднения.
Тут-то и появляются приятели Чебоксаровой, которые, желая разыграть Лидию, выдают Василькова за золотопромышленника-«миллионщика». И когда та принимает его предложение, неожиданно узнает, что жестоко обманута…
Актеры, занятые в спектакле, играют с вдохновением и азартом. Можно даже сказать, что спектакль для каждого из них становится настоящим актерским бенефисом. А сочные фразы классика, давно ушедшие в народ, произносятся так, что позволяют лучше понять характер и поступки того или иного персонажа.
Филигранная игра Эры Зиганшиной в роли Надежды Антоновны Чебоксаровой, по-женски мудрой матери главной героини, точно соответствует характеристике, данной ей самим Островским, который пишет, что это была «пожилая дама с важными манерами».
Ее дочь Лидочка в исполнении Евгении Глотовой – претенциозная в начале и сломленная в конце – позволяет зрителю пережить всю гамму чувств – от возмущения наглостью меркантильной особы, которая, не стесняясь, говорит про себя: «Я, как бабочка, без золотой пыли жить не могу», до сочувствия. Интересен и влюбленный в нее Савва Васильков (Кирилл Долгов), проходящий путь от скромного, не умеющего связать пары слов провинциала до жесткого и прагматичного предпринимателя, диктующего любимой женщине свои условия будущей совместной жизни. А когда он в финале представляет семью как формулу успеха, как некий бизнес-план, осуществить который должна помочь жена, тут же теряет значительную часть своего обаяния.
За Лидией волочится всё ее окружение: обаятельный любитель шампанского и гламурный светский кавалер Телятев (заслуженный артист России Виталий Ленский), похотливый «мартовский кот» почтенных лет Кучумов и учтивый галантный франт Глумов (заслуженный артист РФ Константин Константинов).
Колоритен в образе старика Кучумова народный артист России Валерий Никитенко, который бросает на ветер обещания, данные Лидочке, и откровенно лжет. Да и разорившийся аристократ Телятев в воплощении Дмитрия Дмитриева – лишь гротесковое воплощение куража и авантюризма.
Художественное решение спектакля, разработанное художником-постановщиком Еленой Заяц, сочетает традицию и новаторство. Действие начинается в театральной ложе, создавая эффект «театра в театре»: герои на время разрушают «четвертую стену», обращаясь напрямую к залу, что усиливает вовлеченность и подчеркивает игровую природу происходящего. Кажется, еще немного – и они запоют, и мы станем свидетелями того, как прямо на наших глазах рождается столь популярный сегодня жанр мюзикла.
Но нет. Режиссер Александр Исаков ставит другую цель. Его спектакль хоть и получился удивительно ярким, сочным и современным, поставленным в лучших традициях русского психологического театра, имеет другую цель – поговорить о проблеме нравственного выбора.
«Пьеса Островского была актуальна вчера, актуальна сегодня, и я уверен: будет актуальна всегда, – говорит он. – Погоня за богатством, подменяющим собой подлинные чувства и принципы, звучит сегодня как никогда остро. Нас интересует, что остается с человеком, когда деньги становятся единственной целью. Спектакль заставляет задуматься, где та грань, переступив которую можно потерять себя». И заставляет задуматься над словами классика Островского, который говорит о том, что «в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее».