Почти половина жалоб петербуржцев на торговлю пришлась на маркетплейсы
В Межрегиональном управлении Роспотребнадзора сообщили о резком росте претензий к интернет-магазинам и предложили внедрить «цифровые паспорта» для товаров, следует из заседания Консультативного совета по защите прав потребителей.
За 9 месяцев 2025 года в ведомство поступило более 29 тысяч обращений. Как отметила руководитель управления Наталия Башкетова, сфера ритейла традиционно генерирует почти половину всех жалоб (47%). Причем каждое второе сообщение было от жителя Петербурга, а каждое пятое – Ленинградской области.
«Эти цифры наглядно показывают, насколько остро стоит вопрос защиты прав потребителей в цифровом пространстве. Наша ключевая задача – найти баланс», – подчеркнула Наталия Башкетова, руководитель межрегионального управления Роспотребнадзора.
Для наведения порядка на рынке участники Консультативного совета предложили два системных решения. Во-первых, предлагается ввести цифровой паспорт товара. Председатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов предложил создать единый цифровой инструмент, который позволит покупателю видеть всю историю и характеристики товара, а надзорным органам – эффективнее выявлять подделки.
Во-вторых, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) планирует наладить оперативное взаимодействие между Роспотребнадзором и крупнейшими маркетплейсами для быстрого досудебного решения споров.
На этом заседании Роспотребнадзор определил вектор развития на 2026 год и приоритетные задачи, которые должны сделать онлайн-покупки безопаснее. Нужно искоренить «темные паттерны», вроде автоматических подписок и скрытых наценок. Ужесточить контроль маркировки, как «Честный ЗНАК». И еще один вариант – это массовое обучение граждан правилам «цифровой гигиены» при покупках.
Цифровизация покупок коснулась и книжного рынка. Онлайн-покупки впервые обошли книжные лавки. Доля заказов через интернет превысила 54%.