Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев

Россиянам рассказали, как создавалась опера Чайковского «Пиковая дама»

Ее премьера состоялась 19 декабря 1890 года
Фото: репродукция фотохроники ТАСС

Опера Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», премьера которой состоялась 19 декабря 1890 года на сцене Мариинского театра, стала одним из символов театрального искусства России.

Первоисточником оперы была повесть Александра Сергеевича Пушкина, которую он написал в 1833 году, а опубликовал в 1834‑м. А вдохновила на написание этого произведения великого поэта и писателя одна история. Якобы молодой князь Голицын однажды крупно проигрался в карты, и тогда его бабушка поделилась с ним тайной. Однажды в молодости она встретилась с графом Сен-Жерменом, мистиком и алхимиком, который обрел бессмертие. Тот рассказал ей секрет трех карт (тройки, семерки и туза), который поможет выигрывать деньги. Тогда молодой князь Голицын использовал это знание и успешно отыгрался. К слову, у той бабушки из легенды был реальный прототип – княгиня Наталья Голицына, известная своей красотой. Быть может, на нее в свое время и обратил внимание некий мистик. 

При написании повести Пушкин вдохновлялся произведениями своего немецкого современника Эрнста Теодора Амадея Гофмана, автора повести «Щелкунчик и Мышиный король» (интересно, что на ее основе Чайковский создал известный балет). Гофман соединял элементы реальности и сказки, а Пушкин решил добавить больше мистических и социальных мотивов.

По мнению ряда исследователей, «Пиковая дама» относится к произведениям на тему преступления и расплаты за него. Ведь главный герой Германн идет на злодеяния ради обогащения. Интересно, что автор наказал этого героя самым страшным образом. Германн в финале сходит с ума, а ведь сам автор очень боялся этого, его друг Константин Батюшков страдал от душевной болезни. У Пушкина есть стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…».

«Пиковая дама» была популярной не только в России. На французский язык повесть перевел Проспер Мериме, и она стала одним из первых русских произведений, имевших успех на Западе, где ее даже не раз экранизировали.

АВТОР ИДЕИ

Интересно, что Чайковский не собирался писать такую оперу, а автором идеи стал совершенно другой человек, Иван Всеволожский. Он был директором и общим руководителем всех Императорских театров, которые финансировались государством. Всеволожский многое сделал не только для улучшения положения театров, он сам был творческим человеком и чувствовал как искусство, так и желания публики. Потому он регулярно сотрудничал с ведущими творцами страны и лично заказывал у них оперы и балеты. К некоторым из произведений он сам писал сценарии – либретто. Также Всеволожский известен по работе в Эрмитаже, который он возглавлял несколько лет.

Именно Всеволожский понял потенциал повести Пушкина для превращения ее в оперу. С 1885 года директор Императорских театров начал предлагать разным композиторам написать оперу по «Пиковой даме». Предварительное соглашение было заключено с Николаем Кленовским, который сегодня известен благодаря работе с грузинской народной музыкой и вкладу в музыкальную культуру Грузии. А еще он был учеником Чайковского. Но работа не продвигалась, ведь еще не было либретто.

В 1887 году Всеволожский наконец связался с Чайковским и предложил ему написать оперу по «Пиковой даме». Но композитор, уже ставший всемирно известным, отказался. Он объяснил это тем, что не видит сюжет этой повести достаточно подходящим для постановки в качестве оперы. Однако вскоре Чайковский изменил мнение.

РОЛЬ БРАТА

Младший брат великого Петра Ильича – Модест Ильич Чайковский – тоже связал свою жизнь с театрами и музыкой. Он начал как критик, но затем взялся за творчество и создал ряд пьес, которые имели успех. К слову, сначала он творил под псевдонимом, чтобы дистанцироваться от славы брата.

Так сложилось, что в 1888 году именно Модест Ильич взялся за написание либретто по «Пиковой даме». Параллельно с работой он в переписке с братом уговаривал того написать музыку для этой оперы. Но Петр Ильич тогда был занят балетом «Спящая красавица». Наконец, в 1889 году, основные работы над ним были закончены.

Тогда старший Чайковский смог сосредоточиться на изучении либретто, которое написал его младший брат. Да и Всеволожский продолжил уговаривать Петра Ильича. Наконец композитор решился и даже уехал во Флоренцию, чтобы его никто не отвлекал от работы. К сочинению он приступил в январе 1890 года.

Такой метод оказался успешным, и старший Чайковский меньше чем за три месяца сочинил клавираусцуг, краткую версию будущей оперы для фортепиано. А полная партитура была готова в июне 1890 года. Интересно, что «Пиковая дама» так увлекла Петра Ильича, что он редактировал либретто оперы: изменял и добавлял реплики героев. К сожалению, братьям Чайковским удалось поработать вместе только над двумя операми: «Пиковой дамой» и «Иолантой».

Наконец, премьера оперы «Пиковая дама» состоялась в Мариинском театре 19 декабря 1890 года. Эта опера окончательно обессмертила произведение Пушкина и сама стала культовой. Кто не слышал строку из ее либретто «Что наша жизнь? Игра!»?

Ранее мы писали, что в Гатчинском дворце проходит выставка об Александре III и Чайковском.