В Гатчинском дворце проходит выставка об Александре III и Чайковском
В музее-заповеднике «Гатчина» 11 декабря открылся выставочно-музыкальный проект «Александр III и Чайковский. Царь и Композитор», посвященный 180-летию со дня рождения императора и 185-летию композитора. В экспозицию вошли более 200 мемориальных предметов из 21 учреждения, среди которых Санкт-Петербургская филармония Д. Д. Шостаковича, ставшая официальным партнером проекта, Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского, музеи-заповедники «Павловск», «Петергоф», «Царское Село».
Первый аккорд
История взаимоотношений императора Александра III и Петра Чайковского начинается до их личной встречи. Связующим звеном выступила музыка. Александр Александрович, тогда еще Великий князь, заказывает у Чайковского увертюру на датский гимн к приезду своей невесты, датской принцессы Дагмар (Марии Федоровны). Так произошло их заочное знакомство. Позднее, по случаю коронации Александра III, композитору было поручено подготовить торжественную музыку. Он написал кантату «Москва» и «Коронационный марш». Эти ключевые моменты их еще не состоявшегося личного знакомства представлены на выставке троном, который участвовал в церемонии. Также уникальными свидетельствами знакомства являются экспонаты из музея Чайковского в подмосковном Клину – дирижерская палочка Эдуарда Направника, под чьим управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер, и его перчатки.
Директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского Игорь Корнилов подчеркнул особую значимость предоставленных предметов.
«Это одни из самых ярких экспонатов, поэтому мы долго думали, предоставлять ли их на эту выставку. Тем не менее решили выдать предметы, потому что они объединяют два таких разных, но значимых человека: государя и композитора – это лица эпохи, символы страны», – поделился Игорь Корнилов.
Первую встречу Александра III и Петра Чайковского в Гатчинском дворце иллюстрирует отдельный зал, в котором представлена внутренняя обстановка личных покоев императора. В зале вокруг небольшого столика с изящными чашками находятся личный костюм Петра Ильича, мундир Александра III и платье императрицы Марии Федоровны. Эта встреча, по воспоминаниям Чайковского, очень волновала его, но композитора встретили крайне радушно и гостеприимно. У него остались приятные впечатления от единственной встречи с императором в Гатчине.
Правление Александра III стало золотым веком для отечественного искусства, которое получало поддержку монарха. Музыка Чайковского занимала особое место в жизни императорской семьи. Различные экспонаты выставки подтверждают это, делая акцент на любимых операх царя.
Опера «Опричник» Чайковского заняла особое место в сердце императора. Однако на генеральной репетиции другой оперы, «Евгения Онегина», которая стала любимой для всей императорской семьи, Александру III не удалось побывать из-за угрозы возможного покушения.
Несмотря на это, царская семья смогла услышать оперу благодаря развивающейся в то время общественной телефонной связи.
Заместитель директора Санкт-Петербургский академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича Юлия Кантор отметила, что учреждение предоставило на выставку редчайший экземпляр клавира оперы «Евгений Онегин» с автографом Чайковского из Музыкальной библиотеки Филармонии – бывшего собрания Придворного оркестра, основанного императором Александром III.
Раритет находится в экспозиционном кабинете Александра III с дарственной надписью другу Петра Чайковского Карлу Альбрехту. Это подтверждает тесные взаимоотношения между императором и композитором.
В залах представлены различные свидетельства театральной жизни эпохи: веера, лайковые перчатки, брошюры, эскизы к костюмам и сами театральные костюмы из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и Александринского театра.
Внимание привлекает передовица «Русского вестника», на которой рукой Петра Чайковского написаны различные ноты. Он творил тогда, когда к нему приходило вдохновение, творил на любом попавшемся клочке бумаги. Такие экспонаты показывают, что композитор жил музыкой.
Опере «Пиковая дама» Чайковского посвящен отдельный зал, в котором представлены не только ноты к произведению, но и карточный стол. Композитор очень любил играть в карты и даже вел отдельную записную книжечку, куда записывал карточные долги. Сама опера, несмотря на резкую критику, нашла отклик у императора.
Последний аккорд
Отдельный зал посвящен духовной музыке. Это пространство, где соприкасались внутренние миры Александра III и Чайковского. Каждый по-своему был погружен в религию. Император обращался к вере в переломные моменты своей жизни, а Чайковский – в поисках музыкального вдохновения.
В 1880-е годы Чайковский узнает из писем своих друзей, что император проявляет интерес к причине отсутствия церковных музыкальных произведений в творчестве композитора. Так был получен негласный заказ от императора. Композитор критиковал европеизацию церковной музыки, стремился к обретению ее исконной русской сущности. Он создает Девять духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора, Литургию святого Иоанна Златоуста и Всенощное бдение.
Последний зал выставки приводит посетителей к самому трагичному и символичному моменту – кончине Петра Ильича Чайковского. Музыка становится уникальным свидетельством, которое еще теснее связывает историю взаимоотношений императора и композитора.
Уникальные документы из Петербургской филармонии позволили установить, какая именно музыка звучала в Гатчине по просьбе Александра III на исходе дня 24 октября 1893 года – в тот самый вечер, когда в Петербурге умирал Чайковский. Мемуары графа Шереметьева описывали пронзительное исполнение Придворным оркестром произведений Чайковского, но что именно играли, оставалось загадкой.
Благодаря изучению Капельмейстерской книги Придворного оркестра стало известно, что по просьбе государя исполнялась Ариозо Наташи из оперы «Опричник». Это поразительное открытие, поскольку именно «Опричник» был одной из первых любимых опер Великого князя Александра Александровича.
Так, связь императора и композитора, начавшаяся с первых заочных знакомств и укрепившаяся государственным покровительством, символически завершилась музыкой той же оперы, которая так полюбилась Александру III в молодости.
Заслуженный коллектив России – Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, который ведет свою историю от Придворного оркестра Александра III, 25 января 2026 года снова исполнит музыку Чайковского в стенах Гатчинского дворца. Выставка продлится до 12 апреля 2026 года.