Екатерина Варкан: «От Сибири Пушкина тогда отделяли только 432 версты»
– Екатерина, как родилась идея памятника? Кто был инициатором его создания?
– Его придумали писатель и большой выдумщик Андрей Битов и Резо Габриадзе (сценарист, режиссер, художник. – Ред.), с которым они долго обсуждали эту идею. Даже подвели целую философскую базу, которую Андрей Георгиевич изложил в своей книге «Вычитание зайца», а Резо Леванович ее проиллюстрировал. В реализации этой идеи активное участие принимали директор Пушкинского музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич. Пробить установку памятника оказалось непросто, ведь речь шла о заповеднике. Но несмотря на всевозможные препоны, это у нас получилось.
– Что в истории про Пушкина и зайца правда, а что нет?
- Начнем с того, что Пушкин, который в то время был в ссылке в Михайловском, очень скучал по друзьям, по свету. И когда до него дошли слухи о смерти императора, решил потихоньку собраться и поехать в «самоволку» в Петербург, «поврать с друзьями».
Для этого он выписал себе фальшивую подорожную, которая была найдена только в начале XX века на чердаке дома в подмосковной усадьбе Лопасня-Зачатьевское. Кстати, экспертиза подтвердила ее подлинность. Нам она интересна еще и тем, что Пушкин, обозначая себя крепостным, описывает там свою внешность: глаза голубые, волосы темно-русые, рост – если перевести с аршинов и вершков – 160 сантиметров. И хотя есть еще две версии, я считаю, что это подлинный рост поэта.
И вот когда Пушкин уже выехал из Михайловского, дорогу ему вдруг перебежал заяц, что считалось дурным знаком.
– На самом деле заяц был или это потом придумали?
- Заяц был точно. Хотя пушкинисты долго в это не верили. Подтверждают это Соболевский, Даль, Мицкевич, тригорские соседи, даже Александр Дюма-отец. В середине XIX века он посетил Россию и один из сюжетов своей книги посвятил этой истории. Александр Сергеевич выехал примерно 10-11 декабря по старому стилю. Он ехал инкогнито и хотел остановиться у Рылеева, где в канун восстания как раз все заговорщики и собирались. То есть он приехал бы в самое пекло и, конечно, оказался бы на Сенатской площади, потому что там были все его друзья, а он был человеком чести.
Но из-за зайца – а это, повторю, очень дурная примета – он остался, сохранив таким образом себе жизнь. Или свободу?.. Не случись этого, он мог бы попасть в Сибирь и писать там поэму про Ермака. Он не женился бы на Наталье Николаевне, и его судьба могла бы сложиться совсем иначе. Таким образом, от Сибири его отделяли только 432 версты. Эта цифра и указана на памятнике в Михайловском.
– Кому в голову пришла мысль сделать памятник именно таким?
– Наш общий друг выдающийся архитектор Александр Александрович Великанов предложил сделать стилизованную копию верстового столба времен Екатерины II и обозначить на нем расстояние от Михайловского до Петербурга. Битов поддержал его и сказал, что в этом заложен глубокий смысл, что это еще и памятник русской дороге и русскому выбору.
24 декабря 2000 года в Михайловском был большой праздник. Приехали ученые из Пушкинского дома, писатели, журналисты. Были сделаны доклады. Екатерина Образцова, внучка Сергея Образцова, привезла спектакль и выставку кукол. Звучал «Пушкин&Джаз». Было морозно и весело. Висели плакаты: «Слава зайцу!», «Подвигу зайца жить в веках!» и другие, к памятнику возложили венки.
– Ходят слухи, что изначально на памятнике был заяц, а теперь его нет. Что случилось?
– Произошла самая настоящая путаница. Потому что в Интернете время от времени появляются фотографии памятника с зайцем.
А дело в том, что это заяц бутафорский. Он был сделан то ли из пластилина, то ли из папье-маше и выкрашен золотой краской только для того, чтобы «поприсутствовать» на церемонии открытия. Помещать зайца на этот памятник не планировалось, потому что это было бы слишком просто и даже пошло. Это был наш перформанс, после чего заяц отправился в фонды музея-заповедника «Михайловское» и больше к памятнику не возвращался.
А вот второй заяц, которого привезла Екатерина Образцова, был гораздо смешней. Это был самый первый заяц Степашка из передачи «Спокойной ночи, малыши», он играл на маленьком барабанчике. А сейчас хранится у нее дома.
Когда я бываю в Михайловском, обязательно навещаю памятник на берегу озера Маленец. И в момент когда является маленький светлый лучик, я знаю: это шалит «солнце нашей поэзии» Александр Сергеевич.