Один из главных шедевров мирового искусства: в Эрмитаже представили картину Рембрандта после реставрации
В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка шедевра Рембрандта «Жертвоприношение Авраама». К завершению реставрации Эрмитаж впервые показал одну из самых драгоценных картин художника на знаменитый сюжет из ветхозаветной Книги Бытия.
На открытии выставки присутствовали губернатор Александр Беглов, председатель Законодательного собрания Александр Бельский и президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
Губернатор Петербурга отметил, что команда реставраторов Государственного Эрмитажа выполнила большую кропотливую работу.
«Эрмитажная и в целом петербургская школа реставрации продолжает демонстрировать уникальное сочетание научного анализа, бережного подхода к материалам и художественной чуткости, устанавливая высшие стандарты для всех», – сказал Александр Беглов.
Он также поблагодарил реставраторов и генерального директора Эрмитажа Михаила Пиотровского за бережное отношение к культурному наследию. От имени петербуржцев губернатор также поздравил Михаила Пиотровского с днём рождения, подчеркнув, что его имя неразрывно связано с Петербургом и Эрмитажем.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что картина «Жертвоприношение Авраама» является одним из главных шедевров Эрмитажа и мирового искусства.
«Великая история, которая лежит в основе всей европейской цивилизации. Блестящий образец реставрации Эрмитажа: было убрано то, что мешает настоящему, и оставлено то, что многие бы убрали. Стояла задача отреставрировать «Жертвоприношение Авраама» так, чтобы картине было хорошо общаться со зрителем, а зрителю – с картиной», – сказал Михаил Пиотровский.
Сюжет картины
«Жертвоприношение Авраама» считается одной из лучших картин Рембрандта. Он написал ее в 1635 году в возрасте 29 лет, когда молодой мастер увлекался стилистикой барокко. Этим произведением Рембрандт заявил о себе как о живописце, который способен превзойти всех голландских современников.
Согласно библейскому писанию, Бог послал патриарху Аврааму последнее испытание – принести в жертву своего единственного сына Исаака. На картине художник запечатлел кульминационный момент – Авраам уже занёс кинжал над телом сына, но явившийся ангел останавливает патриарха. Небесный посланник сообщает, что Бог уже убедился в его верности и убийство сына – бессмысленно.
Проблемы полотна
С годами на картине проступили изменившиеся в тоне старые ретуши, появился рельефный шов. Тогда специалисты Эрмитажа решили реставрировать произведение.
Работа над картиной велась четыре года. За это время мастер удалил пожелтевший лак, восстановил утраченные со временем детали и укрепил произведение. Ответственным за эту работу был художник-реставратор высшей категории Виктор Коробов.
Помимо самого произведения, на выставке будут представлены снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а также электронные фотографии, сделанные на различных этапах реставрации.
Куратором выставки стала главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи XVII–XVIII веков, доктор искусствоведения Ирина Соколова.
Выставку можно будет посетить до 18 января 2026 года по входному билету в Главный музейный комплекс.