Яндекс.Метрика
  • Алексей Цивилев

Алексей Цивилев: «Город должен управлять миграционными потоками, а не подстраиваться под них»

Депутат Законодательного собрания, председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры – о запрете привлечения мигрантов к работе таксистами и курьерами до конца 2026 года
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Действительно, город установил очень жесткие правила, уникальные для России. Они связаны прежде всего с безопасностью. Приоритет при трудоустройстве отдан гражданам России и стран Евразийского экономического союза – Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Трехмесячный переходный период для бизнеса закончился, но никакого коллапса не произошло. Отчасти это произошло потому, что появились схемы обхода запрета. Мигранты стали покупать аккаунты граждан этих стран, и за рулем часто находится не тот человек, который указан в приложении «Яндекса». Отличить гражданина Узбекистана от гражданина Киргизии непросто, поэтому пассажиры уверены, что их везет легальный водитель, а на самом деле это не так. Бороться с этим уже задача МВД в рамках рейдов. Для города это критически важное решение, поскольку в нынешних условиях безопасность должна быть превыше всего.

Другой вопрос – хватит ли городу ресурсов, чтобы обеспечить выполнение данного постановления. Сейчас в Петербурге официально зарегистрировано около 60 тысяч машин такси. Сколько самих водителей, точно неизвестно. Конечно, человеческих ресурсов для проведения проверок не хватает, но здесь, я думаю, можно активнее привлекать технологии, например, искусственный интеллект для анализа публичных данных из агрегаторов. Это помогло бы понять, кто реально находится за рулем. Кстати, многие петербуржцы, работающие таксистами, эту меру поддерживают. Мигранты часто демпингуют, снижая цены на рынке, поэтому местные водители заинтересованы в том, чтобы запрет работал в полную силу.

Ограничение продлено до конца 2026 года – достаточный, но не чрезмерный срок. Он позволяет оценить влияние меры на рынок: сколько машин остается, как меняются цены, насколько безопасна ситуация. Жесткие меры всегда нужно тестировать и корректировать. Было бы неправильно вводить запрет на десятилетие без возможности оценки последствий.

К слову, выбор сферы такси и курьерской доставки в качестве приоритета для ограничений неслучаен. Именно эти направления за последние годы стали особенно привлекательными для мигрантов, что привело к серьезным диспропорциям на рынке труда. Как недавно отметил президент Владимир Владимирович Путин, массовый отток иностранцев в доставку и такси происходит на фоне острой нехватки рабочих рук в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Работа курьером для них часто выгоднее: можно трудиться по 12-14 часов, как на вахте, что не всегда подходит местным жителям, студентам или школьникам, которые ищут возможности для подработки на несколько часов в день.

Поэтому город должен умело управлять миграционными потоками, направляя их в приоритетные отрасли, строительство и ЖКХ, а не позволять им самим диктовать правила игры.