Яндекс.Метрика
  • Николай Межевич

Николай Межевич: «Это не борьба с мигрантами, а наведение порядка на рынке труда»

Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета – о запрете привлечения мигрантов к работе таксистами и курьерами до конца 2026 года
Фото: скриншот видео с YouTube

Чтобы оценить решение губернатора, важно понимать, как принимаются подобные инициативы. Мне доводилось бывать в Смольном, и я знаком с процедурой: такие меры проходят многоступенчатое согласование – в пяти-шести профильных комитетах, среди заместителей губернатора, в аппарате советников, с привлечением правоохранительных, экономических и даже медицинских служб. Это коллективная, взвешенная позиция правительства Петербурга, основанная на глубоком анализе и оценке последствий.

Если говорить о поддержке со стороны населения, то уверен, что социологические опросы показали бы уровень одобрения порядка 75-80 процентов. Это очень высокий показатель, особенно для ограничительной меры. Он говорит о том, что наше общество нуждается в упорядочивании трудового рынка.

Почему именно такси и курьерская доставка стали приоритетом для ограничений? Уверен, что рассматривались все отрасли. Но доставка – особая сфера. Она не требует высокой квалификации. Чтобы стать курьером, достаточно физической выносливости. А вот чтобы выполнить стяжку пола или электропроводку в новостройке, нужны определённые навыки, опыт, квалификация. Тогда возникает вопрос: зачем под лозунгом привлечения трудовых ресурсов привозить людей, которые через пару месяцев оказываются в доставке? В Петербурге огромный объем строительных работ, требующих квалифицированных специалистов. А донести пакет с чипсами, в принципе, может любой человек. Если мигрант приезжает с какой-то льготой или планирует привезти семью, давайте разберемся: кто он, зачем приехал и какова его реальная профессия? К нам когда-то приехал академик Понтекорво из Италии ради исследований в ядерной физике. Вот это был уникальный специалист. А к массовому притоку нужно подходить гораздо внимательнее, с индивидуальным подходом.

Естественно, возможны попытки обхода запрета – «серые схемы» всегда существуют. Но сегодня вся наша жизнь проходит в электронной сфере. Финансовые органы и банки способны отслеживать необычные операции. Если через частное предприятие проходят суммы, сопоставимые с оборотом крупного банка, – это явный сигнал для проверки. И не только для финансового инспектора, но и для профильных спецслужб. Петербург – большой город, но для финансового контроля он достаточно прозрачен.

В целом задача этого постановления не борьба с мигрантами и не поддержка их. Речь идет о наведении порядка на рынке труда. Это сложная задача, которую всегда решают профильные комитеты, иногда совместно. В советские годы был комитет по труду и занятости, который решал другие проблемы, например распределение «лимитной» рабочей силы между предприятиями. Сегодня ситуация изменилась. А значит, должна меняться и модель регулирования.