Яндекс.Метрика
  • Валерия Троицкая

Елизавета Панченко: «Искусство формирует реальность»

Композитор, органист, лауреат международных конкурсов рассказала о премьере музыкальной поэмы «Когда мы с войны вернёмся» и о том, как сделать модным русский культурный код
Фото: из личного архива Е. Панченко

– Елизавета, в вашем профиле в одной из социальных сетей указано: счастливый композитор. А в чём ваше счастье – и композиторское, и человеческое?

– Счастье – это понимание смыслов и целей жизни, помноженное на коэффициент здоровья, необходимого для их осуществления. Мне такая формула представляется рабочей для всех «направлений» счастья: когда в большинстве моментов и процессов жизни понимаешь, что ты делаешь, для чего или для кого и, в общем, скорее можешь делать это, чем нет. Это ли не счастье? Поэтому – да, слава богу, удельный вес таких счастливых в этом смысле процессов в моей жизни очень велик, и в личном поле, и в творческом.

– Расскажите немного о себе. Где родились, кто ваши родители? У кого учились и кого считаете своим учителем?

– Родилась я в городе Томске, строго говоря, СССР был ещё жив, однако побыть октябрёнком не довелось – в школе я училась в эпоху безвременья, когда хорошо учиться было немодно. Однако многое получалось, и в общеобразовательной школе повезло застать учителей старой школы, а кое-что получалось и в музыкальных занятиях. Музыкальная школа №2 города Томска – это замечательное учебное заведение, там у меня были потрясающие педагоги. Класс фортепиано Натальи Николаевны Карасёвой и теоретических дисциплин у Тамары Ивановны Кологривовой стали определяющими для выбора профессии.

Мои родители – настоящие «физики и лирики», у них за плечами физический факультет Томского государственного университета. Отец остался в науке и сейчас занимает должность заместителя директора в одном серьёзном научно-исследовательском институте Сибирского отделения РАН. Мама освоила в 90-е новую профессию – академический вокал, у неё прекрасные всегда были к тому данные, и повезло с педагогом в музыкальном училище. Сейчас, после десятилетий активной творческой жизни, преподаёт вокал в том же самом музыкальном училище имени Эдисона Денисова.

Я училась в музыкальном училище в классе фортепиано замечательного преподавателя Наталии Николаевны Петровой три года, и после трёх лет – вместо четырёх – решила попробовать поступить в петербургскую консерваторию. Чтоб, на случай непоступления, за оставшийся год заполнить пробелы в образовании. В итоге поступила с первой попытки, и пробелы в образовании компенсировала по мере сил уже в вузе.

Фото: из личного архива Е. Панченко

Моё большое студенческое счастье было в возможности учиться в Консерватории имени Римского-Корсакова у профессоров старой школы. Моими учителями по классу композиции были заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Дереникович Мнацаканян и народный артист России Сергей Михайлович Слонимский – уже в аспирантуре. А по классам органа и клавесина я училась у народной артистки России Нины Ивановны Оксентян и Елены Александровны Серединской.

– Вы мультиинструменталист. И как исполнитель, и как композитор: в вашей композиторской биографии и песня на стихи Тарковского, и разнообразные сочинения для органа, для русских гуслей, для карельских кантеле, музыка в стилях подражания барокко и фольклору... Откуда такая любовь к совершенно разным жанрам, направлениям, инструментам?

– Некоторое время я искала свой путь и почерк в композиторском ремесле, и именно обращение к народным инструментам и к сфере фольклора прояснило для меня самой свои возможности и задачи в профессии. Разумеется, у меня есть и сочинения для симфонического оркестра, академических и эстрадных вокалистов, фортепианные трио и другие академические составы и «классические» формы вроде сонатной.

Однако сегодня вызов, на мой взгляд, в том, чтоб сделать в лучшем смысле слова «модным» русский культурный код, в том числе и в музыке. Задача «со звёздочкой», однако кто, если не мы? И эта задача решаема совершенно разными путями. Я выбрала наиболее близкий и родной для себя: по второй профессии регулярно соприкасаюсь с концертной практикой в проверенном временем академическом формате живых концертов. Считаю этот способ общения с широким кругом слушателей и важным, и нужным, и перспективным для работы.

Фото: Вера Безрукова

– А как и при каких обстоятельствах началось ваше сотрудничество с Александрой Куликовой? Сколько уже у вас совместных работ?

– По рекомендации своего старшего коллеги профессора консерватории Сергея Васильевича Борисова я оказалась зрителем литературной композиции «Россия, не бойся, мы с тобой!» летом 2017 года в Петербурге. И этот часовой спектакль разделил буквально жизнь на «до» и «после». Да, прежде я что-то знала о событиях Русской весны и противостояния Донбасса, однако именно та композиция буквально заставила по идейным соображениям заняться этим сюжетом вплотную именно в профессии.

Так, мы показали эту, уже литературно-музыкальную композицию «Россия, не бойся, мы с тобой!» в Донецкой филармонии в 2018 году. В Сети есть видео, и отдельный контрапункт в нём – лица зрителей и исполнителей, встретивших момент тектонического сдвига истории своей жизнью на Донбассе. Дальше были показы в разных учебных заведениях, а уже в 2022 году – Красная площадь и другие важные моменты. Дирекция культурных программ Политехнического университета четыре года показывает композицию на сцене Белого зала СПбПУ в рамках музыкальных семестров, просветительского проекта для первокурсников – и это очень важно.

По обратной связи за все годы мы понимаем, что далека от исчерпания актуальность этой работы – в деле формирования верных причинно-следственных связей у людей в отношении событий новейшей истории России и мира.

Также мне посчастливилось принять участие исполнителем и автором одной музыкальной композиции в новом большом проекте Александры «Новороссии». Первоисточник этой работы поэму «Новороссия гроз, Новороссия грёз» луганской поэтессы Елены Заславской я считаю настоящим шедевром, и воплощение в спектакле тоже. Я уверена, что это значительный шаг в формировании новых возможностей и смыслов отечественной театральной среды вообще.

– Елизавета, а как вы встретили события 2013/2014 годов: Майдан, Русская весна, затем конфликт в Донбассе?

– Настоящая «встреча» началась в 2017 году, как я сказала прежде. Хотя до этого я читала в интернете новости, и у меня есть родня на до сих пор оккупированных киевским режимом территориях Донецкой Народной Республики… Уже после 2017 года я стала знакомиться лично с участниками волонтёрского движения, к которым принадлежит и Александра Куликова, изучать публицистику и документальные свидетельства в книгах очевидцев и участников событий. Посильно помогать в сборах гуманитарных грузов.

Фото: Анна Рыжова

– Демарш российской творческой интеллигенции в 2022 году был для вас неожиданным? Чем вы его объясняете?

– Демарш вполне объяснимый, потому что в «творческих цехах» долгие годы было принято исповедовать нелюбовь к России, ко всему русскому. Формироваться это явление начало задолго до распада Советского Союза. Годы назад я прочитала роман Ивана Шевцова «Тля», и он интересен со многих точек зрения. Сейчас мы черпаем полной ложкой последствия процессов полувековой давности. Хороших решений на пути выхода из этих тупиков мало, если они вообще есть.

Лучший способ что-то сделать для будущего России и русской культуры, я полагаю, это создание новых произведений искусства: сочинений, спектаклей, фильмов и иных медиапродуктов, в которых формируются образы и картины по-настоящему светлого будущего, каким мы его понимаем.

Искусство, вопреки расхожему мнению об «отражении реальности», на деле формирует реальность. Да, это именно так! Поэтому всё «пишущее» – создающее смыслы в разных формах – сообщество ответственно, на мой взгляд, за наше ближайшее и отдалённое будущее.

– Какие изменения необходимы, чтобы изменить мировоззрение представителей творческой среды и приблизить пространство их жизни – к собственной стране?

– Сложный вопрос и вместе с тем важный. Думаю, что приход в мирную жизнь бойцов после Победы, дай бог, изменит наш мир в целом в лучшую сторону. Наша общая задача – помочь им, сделать так, чтобы тыл был достоин подлинных героев фронта. Чтоб душа, как сказал поэт, не хотела «пошлых песен» и не принимала их как норму. Чтоб в «пишущие цеха» и медиаструктуры пришли люди, понимающие, как по-настоящему может быть устроен мир, в котором есть место воспитанию Человека во всей полноте и красоте настоящей человечности.

Без прогресса нравственности технологический прогресс приведёт человечество к катастрофе – по-моему, эта максима может стать очевидной для многих просто по итогу внимательного изучения ленты политических новостей.

– Патриотизм можно воспитать? Вообще, откуда он рождается?

– Патриотизм воспитать можно, уверена в этом. Просто кто-то приходит в патриотическое «крыло» общества после трудного возраста благодаря закладкам смыслов и ориентиров, сделанным в детстве. А кто-то – вопреки. И, исходя из вышеописанной ситуации в медиапространстве современной России, тех, кто приходит к осознанному патриотизму вопреки «давлению среды» в информационном плане, немало.

На мой взгляд, важную роль в формировании патриотизма играет власть – её институты и конкретные представители. Расхождение слов и дел очень тяжело воспринимается «ядерным электоратом» и любыми патриотически настроенными согражданами. Здесь хорошим эпиграфом стала бы, думаю, цитата нашего министра обороны Андрея Рэмовича Белоусова: «Ошибаться можно, врать нельзя». Так во всём, наверное, – и в воспитании патриотизма тоже.

Фото: Анна Рыжова

– Недавно прошла премьера вашей музыкальной поэмы «Когда мы с войны вернёмся». Как она рождалась?

– Это моя идея сделать именно музыкальную программу на тему образа будущего после Победы. Мир ведь после, бог даст, нашей Победы точно не будет прежним. И это о памяти, о «нравственном законе внутри нас», о красоте и любви, о сострадании, о величии силы духа, которая проявляется именно в испытаниях.

Аудитория концертных и театральных программ значительно различается, поэтому мне интересно поработать именно в формате филармонического концерта с элементами драматического действия. Основа сценария – тексты поэтов и воинов Дмитрия Филиппова, Арсения Александрова (ополченец Донбасса ещё 2014 года. – Прим.), Романа Сорокина, Марии Ватутиной, Динары Керимовой, волонтёров Михаила Семёнова, Ирины Бугрышевой и Кирилла Пшеничного. Кроме моей музыки, в программе звучат контрапунктом несколько русских казачьих песен из репертуара ансамбля «Атаман».

Ключевым моментом в создании программы стало знакомство в 2023 году со стихами Дмитрия Филиппова, которые буквально «остановили» меня, и я несколько месяцев ходила и практически каждый день вспоминала один из его пронзительных текстов, опубликованных накануне 2024 года. А потом родилась песня, и я стала постепенно собирать музыкальные и текстовые эскизы для будущих сценария и партитуры. Ансамбль «Атаман» и Петербургский камерный хор – подразделения «Петербург-концерта» – блестяще справились с творческими задачами на премьере 7 ноября 2025 года.

Коллектив «Атамана» – это профессионалы высокого уровня и вместе с тем единомышленники, так что работать с коллективом в таком качестве и большая радость, и большая ответственность.

Для меня также важно, что это петербургская инициатива, как и «Россия, не бойся, мы с тобой!» – со своим стилем и подходом к решению творческих и смысловых задач. Концерт ведь, как и любое произведение искусства, должен сделать сопричастных к нему лучше, чище, более возвышенными… Не так ли? Риторический вопрос. Мы работаем над этим!

– Какие остались ощущения от первого исполнения поэмы и будут ли ещё?

– Стало ясно, что тема актуальна и востребованна. Будем развивать, дай бог, проект в смысле географии и в сфере музыкального воплощения этих идей. Ещё один показ именно этого варианта программы, близкого по структуре к премьерному варианту, состоится 23 февраля 2026 года, на сцене Екатерининского собрания.