«В работах я придаю своим мыслям и переживаниям художественную форму»: Соня Блувелвет о том, как создаются картины
Как известно, в преддверии Нового года мечты сбываются. «Петербургский дневник» встретился с молодой художницей ученицей художественной гимназии N190 Соней Блувелвет (псевдоним Софии Корабельник), мечта которой о создании масштабного проекта в сфере изобразительного искусства сбылась волшебным образом. В коллаборации с одной из пекарен Петербурга Соня создала лимитированную новогоднюю упаковку для товаров пекарни.
В разговоре с «Петербургским дневником» Соня рассказала о том, где искать вдохновение, с какими сложностями сталкиваются современные молодые художники и не только.
– Соня, как в вашу жизнь пришло искусство?
– Мне было около шести лет. Я всегда была творческим ребёнком, но более серьёзные шаги в творчестве были сделаны в маленьком кружке «Сотворение», в котором я занималась керамикой и скульптурой. Именно там я получила основы. На занятиях акцент делался на развитие воображения, приветствовался творческий подход. Это мне очень помогло в дальнейшем.
– В какой момент занятия керамикой переросло в увлечение художественным искусством?
– Я помню, как слепила свою первую большую скульптуру, это был Маленький принц. С того момента я поняла, что хочу раскрывать для себя и другие сферы искусства и что без художественной базы невозможно заниматься той же керамикой. Так я открыла для себя живопись и рисунок. Я поступила в Детскую художественную школу №1, в экспериментальный класс скульптуры. А спустя год – в Художественную гимназию №190.
– Как развивался ваш путь в творчестве дальше?
– Работать над авторским стилем я начала примерно в 2022 году. Именно тогда я поняла, что не хочу заниматься только академическим рисунком и живописью, потому что меня туда в какой-то период очень сильно «затянуло». Я все больше начала знакомиться с другими художниками, работы которых уже представляются на разных выставках. Я осознала, что тоже хочу писать холсты и заниматься продвижением себя как художника, выработать свой индивидуальный стиль.
– Этот период стал переломным?
– Да. Именно тогда я написала свою первую картину на холсте. И с того момента у меня начали более чётко формироваться те темы, которые хочу раскрывать в своём творчестве.
– Какой была ваша первая картина?
– Первую картину я назвала «Луна упала». На мой взгляд, она была совсем, скажем так, экспериментальной. Спустя год после того, как я её написала, я её переосмыслила и создала заново. Сюжет у этих двух картин получился похожим. На первой была изображена женщина, держащая в руках луну. Вторая картина, получившая название «To the quick», была написана маслом и изображала девушку, которая держит в руках непонятную, бесформенную субстанцию. Мне хотелось отразить в этой работе тот момент, когда человек переступает через себя, через свои страхи. На тот период я сама переступала через многие установки в своём творчестве. В том числе психологические. Это своеобразный выход за рамки. Я до сих пор часто сталкиваюсь с тем, что бывает сложно выйти за рамки собственного стиля. На этой картине через образ той самой субстанции я изобразила момент, когда ты переступаешь через что-то, что тебе не хочется или сложно делать, но в конечном итоге это переводит тебя на новый уровень.
– У этой картины интересная история...
– Да, она стала одной из тех моих работ, которая попала на выставку в «Boomer Gallery» в Лондоне. Второй моей картиной, представленной там, стала «Girls in red». На сегодняшний день это две самые важные для меня работы в моем творчестве. С картиной «Girls in red», которая выполнена в традиционных фольклорных мотивах, я также стала победителем народного голосования творческого конкурса «Волшебный мир русской сказки», который прошёл в мае при поддержке Министерства культуры в Москве.
– Как сложилось, что ваши работы были выставлены в лондонской галерее?
– На просторах Интернета я увидела объявление, что идёт отбор работ на выставку в этой галерее. Я выбрала несколько своих картин и отправила их по указанному адресу, вообще ни на что не рассчитывая. Им понравились две мои работы. Так они попали в экспозицию.
– Вы упомянули, что одна из ваших основных работ выполнена в традиционных фольклорных мотивах. Вы находите в этом вдохновение?
– Безусловно. Мне интересно работать в этом формате, сохраняя в работах культурный код нашей страны, интерпретировать его в современном исполнении. В частности, история одной из любимых моих работ на сегодняшний день «Girls in red» также связана с темой любви к родине, нашей культуре. Она была написана в Испании, где я временно находилась с семьёй. Это был первый раз, когда я поняла, насколько сложно для меня продолжительное время находиться не на Родине, насколько много для меня значит мой дом – мой город, моя страна. Все эти мысли и чувства были выражены в этой работе – она олицетворяет мою Родину.
– Этот образ получил дальнейшее развитие и в других ваших работах?
– Да, все верно. Эта работа продолжилась в коллаборации с одной из крупных сетей пекарен Санкт-Петербурга после того, как представители пекарни увидели мою картину «Girls in red» в Интернете. Они связались со мной и предложили создать оформление для их упаковки. Мне отправили техническое задание, которое было довольно сложным. Всю ночь я думала над тем, какой же образ создать. В какой-то момент вновь решила обратиться к себе, чтобы понять, что мне сейчас больше всего хочется донести до людей. При этом чтобы выбранный образ резонировал со мной, отображал мои чувства, меня как художника.
– Что стало результатом?
– Я поняла, что хочу, чтобы на картине была изображена лошадка, потому что я сама не так давно ушла из конного спорта, которым занималась несколько лет. Для меня это любимая, но при этом довольно болезненная тема. Лошадь, с которой я работала последние полгода, стала прототипом образа, который я нарисовала для эскиза. Также я создала немного переделанный образ девушки с картины «Girls in red». Если на предыдущей работе девушка была изображена маслом, то на этот раз я перенесла её в графический стиль. Я соединила два важных, олицетворяющих меня образа – образ лошадки и девушки. Образ лошади для меня – это про дружбу, постоянное стремление к своей мечте, про свободу. А девушка (которая в последствии получила имя Алёнушка) – это символ связи со своими корнями. Получился образ сильной, волевой девушки на коне, которая стремится вперёд, навстречу своей мечте. Кроме того, это был мой первый серьёзный опыт в диджитал-рисовании.
– В чём ещё вы черпаете идеи для творчества?
– Многие мои идеи рождаются благодаря музыке, а также книгам. В целом мне нравится разная музыка, но одна из исполнительниц, которая оказала на меня большое влияние, – это Лана Дель Рей. Я большая поклонница её творчества, и мои первые картины практически все написаны под её альбомы.
Также сейчас я являюсь медиатором и экскурсоводом в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, поэтому сейчас глубже знакомлюсь с творчеством отечественных художников. Больше всего меня вдохновляют художники Любовь Костенко, Егор Плотников. В их отношении к искусству и их идеях я нахожу много общего со своими.
– Что сегодня для вас является основой вашей работы?
– Долгое время я размышляла, как должно создаваться искусство. Мне казалось, что в первую очередь это должно быть что-то необычное, что-то выходящее за рамки, что-то, что будет удивлять. Но последний год перед тем, как приступить к созданию новой картины, я обращаюсь к себе, к своим мыслям, к темам, которые меня беспокоят, и иллюстрирую их. То есть придаю своим мыслям, переживаниям художественную форму. Не всегда работу получается довести до идеала. Но мне кажется, что в своём творчестве тебя всегда должно что-то не устраивать, потому что из этого конфликта рождается прогресс, идёт развитие.
– Какие темы наиболее часто сегодня отображаются в вашем творчестве?
– Чаще всего мои идеи раскрываются через работу с женскими образами. Я часто затрагиваю темы эзотерики, природы. В целом мои картины рассказывают о стремлении к свободе, о мечтах. Сюжеты все разные, но раскрываются они через некий образ женской силы.
– Из работы в работу это один и тот же образ?
– Мне кажется, общие черты у героинь картин есть, но все равно каждый раз это разные персонажи. Есть образы, которые я обезличиваю на изображении, то есть не прорабатываю черты лица. Я рисую глаза, а дальше оставляю пространство для воображения. Мне хочется, чтобы человек, который смотрит на картину, мог заложить в неё что-то своё.
– Каково это – быть молодым художником в современном мире?
– С чем сталкиваюсь лично я, – тебя постоянно «загоняют» в какие-то рамки. В частности, академического рисования. Ты постоянно стоишь перед выбором: делать упор на развитие своих академических навыков и развития своего уровня в нем либо ты идёшь в самобытное творчество и развиваешься в этом направлении. Очень тяжело балансировать между этими двумя гранями творчества – развивать индивидуальный стиль, но при этом не отставать в академических навыках.
Ещё одна сложность, с которой сталкиваются начинающие художники, – много в каких конкурсах, выставках ты не можешь принимать участие из-за возрастных ограничений. Большинство выставок, ярмарок, галерей даже не рассматривают твою кандидатуру, если тебе нет 18 лет.
– Несмотря на уже состоявшиеся победы, есть ли какие-то сложности, с которыми вы сталкивались на своём пути?
– Конечно. Были конкурсы, на которых я не выигрывала, выставки, на которые меня не брали. Было довольно много поражений. До сих пор у меня есть мнение, что моё творчество – на любителя. Но я все равно стремлюсь к тому, чтобы оно отзывалось как можно большему количеству людей. Но это, на мой взгляд, еще одна дилемма для художника: ты хочешь, чтобы твое искусство нравилось людям, находило у них отклик, но при этом оно в первую очередь резонировало с тобой.
– Что помогает, несмотря на трудности, дальше идти своим путём?
– Семья. Меня очень поддерживают мои близкие, мои друзья. Если бы не они, я бы уже давным-давно опустила руки, потому что я довольно ранимый человек. Но когда я знаю, что у меня есть поддержка моих близких, которые восхищаются моим творчеством, это меня воодушевляет. Ну и конечно, мои победы помогают помнить, что у кому-то моё творчество отзывается, кому-то оно по душе.
– Расскажите о ваших ближайших планах.
– Сейчас я работаю над серией картин, в основе которых лежит идея отобразить русский культурный код. Я планирую представить их на своей персональной выставке. Также в планах принять участие в Ярмарке современного искусства (PAF). Пройти туда отбор достаточно сложно, но, надеюсь, что у меня получится. Кроме того, сейчас активно готовлюсь к поступлению в вуз, собираю портфолио. Творческих планов много. Надеюсь, что все они будут реализованы.