Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Выставка в Академии художеств раскрывает секреты обучения живописцев XVIII века

В экспозиции представлено более 40 работ
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

В музее Академии художеств открылась выставка «Класс зверей и птиц, цветов и плодов. Академические классы XVIII века» (8+), которая рассказывает, чему и как учили будущих живописцев.

«Для нас это один из самых знаковых проектов», – в один голос говорят сотрудники музея. А его директор Алексей Мудров поясняет: «Выставка посвящена истокам Академии художеств, так как именно с этих классов началась наша история».

Образцы для подражания

В экспозиции представлено более 40 работ из 14 музеев России и Национального художественного музея Республики Беларусь.

В основе – произведения европейских и русских художников, преподававших в Императорской Академии художеств, а также живопись и графика европейских и отечественных мастеров – де Воса, Гроота, Кнаппе, Сегерса и Удри. Именно их картины служили образцами для изучения и последующего художественного копирования – в то время такая практика считалась одной из важнейших методик преподавания.

Процесс обучения был непрост. Сначала копировали с графических произведений, затем переходили к рисованию чучел и только потом – к копированию живописных оригиналов выдающихся европейских мастеров. Плоды обучения можно увидеть прямо здесь же, на выставке. Так, рядом с картиной Клааппе, на которой изображена небольшая собачка, рядом висят две ученических копии. И, надо признаться, отличить подлинник от копий сможет далеко не каждый.

Почти по Крылову

Заставляет улыбнуться картина, выполненная неизвестным голландским художником на популярный в то время сюжет о птичьем концерте. На полотне 27 самых разных птиц, которые под руководством совы, держащей в лапах ноты, пытаются петь.

Трактуют эту историю по-разному. Одни видят в картине иронию, ведь сидящая в этой компании летучая мышь петь не умеет. Другие – радость и наслаждение жизнью. Кто-то обращает внимание на сову, символизирующую мудрость, а кто-то на павлина, вспомнив слова мудреца, который говорил: «Не надо судить о голосе птицы по ее оперению».

Здесь же одна из самых известных работа Карла Кнаппе – портрет мальчика с собакой. Его же белый медведь с лапами льва и длинной шерстью. Есть несколько лебедей кисти Иоганна Гроота и полотна, посвященные популярной в то время охоте.

А вот любителей кошек придется разочаровать. В то время их изображали в лучшем случае вороватыми, а в худшем – просто злыми.

Модные жанры

Картин приверженцев класса плодов и цветов сохранилось, увы, не так много. Но те, что дошли до нас, поражают многообразием видов.

Так, на картине Сегерса «Мадонна в цветах» мы видим роскошные гирлянды цветов. Оказывается, их писал один художник, а изображение внутри – другой, так частенько делали в XVII–XVIII веках.

Рядом картина итальянских мастеров семьи Станки. В центре знакомый всем арбуз, сыгравший немаловажную роль в селекции. Оказывается, ягода того времени имела более толстую кожуру, а сам арбуз был поделен на дольки.

А вот натюрморты яркого русского художника XIX века Ивана Хруцкого. Смотреть их голодному человеку не рекомендуется – настолько достоверно изображены там овощи, фрукты и рыба. Кстати, за свой натюрморт живописец даже получил звание академика.

«Оба класса закончили существование в конце XVIII века, потому что сменилась мода на эти жанры, но для системы образования Академии художеств классы не прошли бесследно. Методика, которая была разработана, развивалась в других классах», – отметила заместитель директора Музея Академии художеств по научной работе Валентина Федоренко.

По словам директора музея Алексея Мудрова, выставка откроет цикл экспозиций, посвященных становлению высшего художественного образования в России.

«Каждый год Музей Академии художеств будет открывать похожие выставочные проекты, например, о классе архитектуры, ландшафтном и натурном классах. В будущем из этого мы сформируем основную экспозицию музея», – сообщил он.

Выставка «Класс зверей и птиц, цветов и плодов. Академические классы XVIII века» будет работать по 29 марта 2026 года.