Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

Максим Никонов: «Современное кино переживает настоящую революцию»

В разговоре с «Петербургским дневником» программный директор фестиваля «Культура 360» рассказал о том, как фестиваль развивается с каждым годом, новых технологиях в создании фильмов и не только
Фото: из личного архива Максима Никонова

– Максим, фестиваль «Культура 360» проходит в Петербурге не в первый раз. Расскажите, есть ли какие-либо изменения в подходе к его организации,  структуре фестиваля?

– В этом году мы сознательно пошли на расширение форматов. Если раньше фестиваль в основном базировался на одной площадке, то теперь мы используем две принципиально разные локации – Дом кино на Караванной и планетарий Лахта Центра. Это позволяет нам не только увеличить аудиторию, но и создать специализированные программы для каждого пространства, учитывая их технические возможности и атмосферу.

Важным нововведением стала отдельная номинация для генеративного AI-кино в конкурсной программе. Мы заметили, что в этом году резко выросло количество качественных работ, созданных с помощью искусственного интеллекта, и решили выделить их в отдельное направление. 

Также в этом году в рамках фестиваля прошла Лаборатория по созданию контента для молодых режиссеров – интенсивный курс по разработке кинопроектов с использованием передовых технологий. В этом году в ней приняли участие 22 человека. По итогам защиты проектов участники создали восемь фильмов с использованием современных технологий. Фильмы будут показаны в особой конкурсной программе фестиваля. 

– Программа фестиваля довольно обширная – более 50 фильмов. По какому принципу отбирались работы, которые будут представлены гостям фестиваля с экрана? Насколько сложным был отбор?

– Отбор работ всегда был для нас сложным и многогранным процессом. В этом году мы рассмотрели более 200 заявок, и главными критериями стали: новаторство в использовании языка новых медиа, эмоциональная сила высказывания и атмосфера, форма произведения и нарратив. Мы искали проекты, где технология не является самоцелью, а служит раскрытию художественного замысла.

Особое внимание уделялось балансу между разными форматами. Например, в купольной программе мы сознательно сочетаем масштабные научные проекты, вроде «Планет Солнечной системы» с камерными анимационными историями, такими как «Котик Мормотик». Это позволяет показать всё разнообразие возможностей кино – от образовательного контента до художественных высказываний.

– Одна из идей фестиваля обозначена как «попытка осмыслить кино как живое явление, реагирующее на технологические и философские вызовы времени». Какие форматы в рамках события помогут в этом?

– Современное кино переживает настоящую революцию, и наш фестиваль старается быть на передовой этих изменений. Пять основных прогрессивных необычных направлений – купольное кино, интерактивное кино, screenlife, VR и генеративное, или нейросетевое, кино – представляют собой разные грани ответа на технологические и философские вызовы времени. 

Например, интерактивные проекты демонстрируют, как технология может усиливать эмпатию и вовлеченность зрителя, превращая его из пассивного наблюдателя в соавтора повествования.

Не менее значимым направлением является генеративное AI-кино, представленное, например, такими работами, как «Один путь» Егора Харламова (призера венецианского фестиваля AI-фильмов Reply AI Film Festival) или «Идеально отвергнутые» Юлдус Бахтиозиной (лауреата фестиваля «Короче» за лучшую режиссуру). Эти проекты показывают, как искусственный интеллект становится не просто инструментом, а соавтором, способным создавать уникальные визуальные миры и нарративы. И делать это на высоком художественном уровне. Это направление демонстрирует, как новый эффективный инструмент в руках творческого человека позволяет повысить эффективность работы, скорость и образную и эмоциональную выразительность, а не заменить автора.

– На этот раз фестиваль пройдет сразу на двух значимых городских площадках – в Доме кино и Планетарии Лахта Центра. Какие дополнительные возможности это открывает?

– Использование двух таких разных площадок открывает перед нами уникальные возможности. Дом кино с его классической атмосферой идеально подходит для показа screenlife-фильмов и интерактивных проектов, где важна камерность и погружение в цифровую реальность. Здесь зрители могут полностью сосредоточиться на нарративе и деталях, которые часто ускользают при просмотре на обычных экранах.

Планетарий же предлагает совершенно иной опыт – благодаря купольному экрану и специальному оборудованию мы можем показывать масштабные иммерсивные проекты, которые переносят зрителя в другие миры. Фильмы вроде «Тайны ледяной планеты» или «Покрышкин. Формула победы» раскрываются здесь совершенно по-новому, создавая эффект полного присутствия. Это два взаимодополняющих измерения современного киноискусства.

– Одной из частей программы фестиваля станет традиционная конкурсная программа. Сколько фильмов принимает в ней участие?

– В конкурсной программе этого года участвуют 50 фильмов, отобранных из пяти основных направлений фестиваля. Это рекордное количество для нашего фестиваля, что говорит о растущем интересе авторов к новым форматам кино. Особенностью этого года стало появление отдельной номинации для AI фильмов, где представлены самые интересные проекты, созданные с использованием искусственного интеллекта.

Для многих авторов «Культура 360» остается единственной в России площадкой, где они могут представить свои эксперименты с новыми технологиями широкой аудитории. Именно возможность диалога со зрителем, а также признание профессионального сообщества и знакомство с единомышленниками становится главной ценностью для участников.

– Не менее значимой станет и деловая программа фестиваля. Расскажите, какие основные задачи перед ней стоят? Кто выступит спикерами?

– Деловая программа «Культура 360 | PRO» в этом году станет площадкой для профессионального диалога между представителями традиционной киноиндустрии и технологическими компаниями. Основная задача – обсудить практические аспекты создания и дистрибуции контента в новых форматах, от правовых вопросов до технических нюансов производства. Мы уделим особое внимание теме монетизации иммерсивных проектов – это один из самых актуальных вызовов для индустрии.

Среди спикеров – признанные эксперты в своих областях: режиссер Егор Чичканов («Мажор в Дубае»), медиапродюсер Павел Перегудов (основатель конкурса MyFilm48), режиссеры Илья Северов и Владислав Северцев, а также представители платформ дистрибуции. Впервые в рамках деловой программы пройдет воркшоп по созданию AI-генеративного контента, где участники смогут на практике освоить новые инструменты кинопроизводства.

– Одним из мероприятий в рамках деловой программы станет ваш мастер-класс о создании VR-фильма «Достоевский 360». Расскажите немного о проекте: в чем его суть, как проходили съемки, где можно его увидеть?

– «Достоевский 360» – это первый в России полнометражный VR-фильм. Суть проекта – не просто перенести классический сюжет в новый формат, а использовать возможности виртуальной реальности для глубокого погружения в психологическое состояние героев. Мы стремимся показать, как технологии могут раскрывать новые грани классических произведений, делая их более доступными и понятными для современной аудитории.

Съемки проходили с использованием панорамных камер и специального оборудования для захвата движения. Особое внимание уделялось созданию атмосферы – мы старались, чтобы каждый элемент пространства и мизансцены работал на раскрытие внутреннего мира персонажей. Важной частью процесса стала работа с актерами, которые учились существовать в условиях сферического кадра и взаимодействовать со зрителем как с непосредственным участником событий.

Увидеть премьеру проекта можно будет в дни фестиваля в рамках специального VR-показа, который состоится 6 декабря в 19:00 в Доме кино. После фестиваля мы планируем представить «Достоевский 360» на международных площадках, а также организовать специальные показы в музеях и культурных центрах Москвы и Санкт-Петербурга.

– Что станет итогом фестиваля? Есть ли уже сейчас планы по его продолжению в будущем?

– Главным итогом фестиваля мы считаем создание устойчивого сообщества авторов, зрителей и профессионалов индустрии, интересующихся новыми форматами кино. Уже сейчас мы видим, как растет количество качественных работ в области иммерсивного и интерактивного контента, и многие проекты, впервые показанные на нашем фестивале, находят продолжение и развитие. Мы также фиксируем растущий интерес со стороны образовательных учреждений, что говорит о востребованности таких форматов у молодого поколения.

Что касается планов на будущее, то мы обязательно планируем продолжать развитие Лаборатории для молодых режиссеров, работающих с новыми формами. Надеемся, что «Культура 360» постепенно превратится из ежегодного события в постоянно действующую платформу для развития новых направлений в киноискусстве. И, конечно, мы рассматриваем возможность создания резидентской программы для авторов, чтобы дать им возможность работать над проектами в течение более длительного времени.