Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Самое лучшее в жизни происходит во время движения вперед»: альпинист-любитель Артем Гурштейн – о рекордах и гипоксических тренировках

Менее чем за двое суток он покорил гору Манаслу в Непале
Фото: Личный архив героя публикации

Российский альпинист-любитель и предприниматель Артём Гурштейн установил уникальный рекорд, покорив гору Манаслу всего за 44 часа. За последние несколько лет мужчина совершил множество восхождений на горы различной высоты как в России, так и за ее пределами, включая Эверест, Килиманджаро, Эльбрус и даже массив Винсон в Антарктиде. Об особенностях подготовки и новых целях – читайте в интервью «Петербургскому дневнику».

Фото: Личный архив героя публикации

Любая вершина опасна для человека

– Артем, Манаслу нередко называют «горой‑убийцей». Почему вы выбрали именно этот восьмитысячник, чтобы установить рекорд?

– Поводом стало не совсем обычное событие, которое чуть ранее произошло на Эвересте. Группа альпинистов из Англии и один спортсмен из США за очень короткие сроки покорили вершину. Если не ошибаюсь, британцы поднялись в течение недели, а американец справился меньше чем за четверо суток. Интересно, что в качестве подготовки они использовали современный метод гипоксических тренировок, то есть подвергали организм дополнительному стрессу за счет занятий в условиях умеренного кислородного голодания. Я решил последовать их примеру.

Дополнительным стимулом стало личное приглашение опытного альпиниста и организатора высокогорных экспедиций Александра Абрамова. Для меня это был не просто вызов физическим возможностям, но и шанс пройти путь в компании профессионалов.

– Эта вершина действительно так опасна, как о ней говорят?

– Любая вершина представляет опасность для человека, поэтому к каждому восхождению нужно серьезно готовиться. Нельзя пренебрегать даже самыми простыми правилами. Погода на вершине может испортиться в любой момент, поэтому человек должен быть готов к самым неожиданным ситуациям.

Фото: Личный архив героя публикации

– Какой момент восхождения вы бы назвали самым впечатляющим?

– Больше всего меня поразило собственное состояние. На каждой горе оно разное, а тут я почувствовал что-то особенное. Удивился, что сил было много, несмотря на почти полное отсутствие сна. За четверо суток я суммарно поспал всего около семи часов. Но самое главное – впервые я пристально отслеживал свои ощущения прямо в процессе восхождения.

Гора невероятно красивая. Я ловил себя на том, как любуюсь трещинами, ледяными торосами, навесами. Но самым удивительным был рассвет на вершине. Ровно в шесть часов и шесть минут нам удалось застать мгновение, когда солнце только поднималось над землей.

Вызов возможностям человека

– Расскажите о себе. С чего начинался ваш путь в экстремальный альпинизм?

– Я родился в 1976 году в Магнитогорске – городе на Урале, который часто называют стальным сердцем России. Несмотря на то, что закончил Магнитогорский государственный педагогический университет, по специальности учитель английского языка, с первого дня занимался предпринимательством. В итоге открыл свое производство металлоизделий. Для расширения кругозора и получения нового образования в предпринимательстве поступил в бизнес-школу Сколково на программу «Практикум».

Фото: Личный архив героя публикации

Именно там я познакомился с первым ректором Московской школы управления «Сколково», экс-президентом Федерации альпинизма России Андреем Евгеньевичем Волковым. Под его влиянием я впервые отправился в горы. Мне уже было 45 лет. Вместе мы поднялись на Корякский вулкан – действующий вулкан на Камчатке.

Позже я познакомился с программой «7 вершин» и компанией «Клуб 7 Вершин», которой руководит Александр Абрамов. В октябре 2022 года я покорил Килиманджаро, а уже в декабре – январе поднялся на самую высокую точку Антарктиды массив Винсон. После этого последовали восхождения на Гилуве в Папуа – Новой Гвинее, Эверест и снова экспедиция на Камчатку.

Во время третьего по счету камчатского учебно-горного модуля я узнал, что Александр Абрамов планирует установить мировой рекорд: за минимальное время покорить семь самых высоких вулканов каждого континента. Идея вдохновила меня, и я решил не просто следить за этим проектом, а принять в нем участие. Какое-то время мы соревновались, но в итоге закончили программу с одинаковым временем (66 дней), поднявшись на вершину последнего вулкана в Антарктиде вместе.

– А у вас был спортивный опыт до занятий альпинизмом?

– В детстве я много занимался дзюдо, выступал и даже выигрывал на зональных этапах Кубка России. Потом ушел в учебу, но спорт не отпустил – переключился на армрестлинг и пауэрлифтинг. Все эти дисциплины дали отличную физическую и психологическую закалку, которую впоследствии я смог оценить во время восхождений.

Фото: Личный архив героя публикации

– На чем был сделан основной акцент в тренировках?

– Самыми важными для меня стали гипоксические тренировки. Я много ночевал в гипоксической палатке, имитирующей высоту, тренировался с ограничением кислорода. Организм привыкал к нехватке кислорода. А дома у меня установлена специальная гипоксическая камера, которая точно имитирует условия на разной высоте. За всё время летней подготовки накопилось около 500 часов гипоксических тренировок, если считать не только активные занятия, но и сон в гипоксических условиях.

– А какие еще восхождения запомнились и почему?

– Особенно примечательным стало для меня восхождение на Эльбрус без еды совместно с Александром Абрамовым и Александром Мясниковым, известным всем как «Доктор Мясников». Экспедиция заняла пять полных суток – без пищи, только на воде. Что удивительно: этот челлендж оказался самым легким по ощущениям. Мне кажется, когда организм не тратит энергию на переваривание, телу становится легче сосредоточиться на физической нагрузке.

Насколько мне известно, восхождения на Эльбрус в таком формате раньше никто не совершал. Это был не просто физический эксперимент, а настоящий вызов привычным представлениям о выносливости и возможностях человека.

Фото: Личный архив героя публикации

– Учитывая ваш богатый опыт, поделитесь наблюдением, какие мировые тренды наблюдаются сейчас в альпинизме?

– Сейчас в альпинизме четко прослеживается технологический прорыв, всё становится удобнее, безопаснее и доступнее. Раньше экспедиция была настоящим подвигом. Представьте: вы идете на Эверест, потратили несколько лет подготовки, уже полтора месяца живете и акклиматизируетесь непосредственно в базовом лагере, и у вас ломаются, например, очки. А это крайне важная вещь в горах, защищающая от ультрафиолета. И всё – экспедиция фактически сорвана. Такие истории были обычным делом еще 25–30 лет назад.

Сейчас же снаряжение стало надежным и многослойным, разнообразным, улучшилась логистика. Экипировка, включающая веревки, карабины, спусковые устройства, стала легче, надежнее и проще в использовании.

– Как к вашему хобби относятся родные и близкие?

– Родные, конечно, переживают, ведь горы это не просто спорт, это риск, ответственность, борьба с собой. Однажды мы с женой и сыновьями решились на совместную попытку подняться на Эльбрус. Дошли до высоты 5100 метров, но из-за ухудшения погоды вернулись обратно. Но этот опыт сделал нас ближе, став частью семейной истории.

Фото: Личный архив героя публикации

– Какие советы вы могли бы дать людям, которые хотят достичь своих целей, но боятся начать?

– Я понял, что один из самых быстрых способов изменить себя – это поставить в такие условия, когда уже невозможно отказаться от решения. Для меня таким катализатором стали горы. Начинать нужно даже не с Эльбруса или Килиманджаро. Достаточно просто взобраться на холм, прогуляться, почувствовать, что такое подъем.

Когда ты готовишься к восхождению, ты уже меняешься, начинаешь по-другому работать, откладывать деньги, планировать. И этот путь к мечте – уже трансформация. Я заметил, что всё самое лучшее в моей жизни происходило в момент движения к какой-то цели.