Яндекс.Метрика
  • Анна Миронова

Лавров: именно СССР был главной движущей силой в создании Международного военного трибунала

Рузвельт предлагал «просто расстрелять 50 тысяч немецких офицеров»
Фото: скриншот из видео МИД России

Советский Союз был «движущей силой» создания Нюрнбергского трибунала, а США и Британия поначалу хотели обойтись без суда. Детали про историческую роль СССР в организации суда над нацистами в интервью для документального фильма «Нюрнберг. Не жалуйся на жизнь палачу» раскрыл Сергей Лавров.

Министр иностранных дел отметил, что еще в ноябре 1941 года СССР официально поставил вопрос о неотвратимости наказания для нацистских преступников. Советская сторона неоднократно направляла союзникам дипломатические ноты с фактами жестоких злодеяний, а в 1942 году призвала все страны к сотрудничеству в их розыске и суде.

Однако западные партнеры изначально отнеслись к идее суда прохладно. Как отметил Лавров, на поверхностном уровне они считали это политическим, а не юридическим вопросом. Существуют даже свидетельства, что Рузвельт и Черчилль предлагали казнить десятки тысяч немецких офицеров без суда и следствия.

По словам министра, за сдержанностью Великобритании и США могло стоять нежелание ворошить прошлое. Речь идет о таких эпизодах, как морское соглашение с Гитлером 1935 года и Мюнхенский сговор 1938 года, которые шли вразрез с Версальским договором и поощряли агрессора.

Несмотря на это, СССР действовал решительно. В 1942 году была создана Чрезвычайная комиссия, которая собирала доказательства и проводила собственные открытые процессы в Краснодаре и Харькове. Этот уникальный опыт позже активно использовался в Нюрнберге.

«Особое значение Нюрнбергского приговора заключается в том, что он установил отсутствие сроков давности преступлениям против человечности, геноцида, военных преступлений», – подчеркнул дипломат.

Части постановления, в которых нацистская идеология «запрещена навеки», к сожалению, сейчас часто нарушаются, подытожил Лавров.

Ранее мы писали, что министр подробно разъяснил условия Москвы по ядерному договору с США.