Яндекс.Метрика
  • Виктория Зырянова

Восемь лет пути: Музей железных дорог России отметил день рождения

Сегодня музей занимает более 100 тысяч квадратных метров, включая выставочные залы и уличную экспозицию
Фото: Виктория Зырянова/«Петербургский дневник»

В фондах – 27 тысяч экспонатов, из которых 3500 тысячи представлены в основной экспозиции.

Здесь можно увидеть паровозы и вагоны с конца 19-го века, тепловозы, электровозы, рельсы разных железных дорог и макеты техники – всё, что рассказывает историю железных дорог как историю страны.

Праздник с живой историей

Внутри пригородного вагона Ок 3906, построенного на ленинградском заводе имени И. Е. Егорова, состоялась творческая встреча с писателем Дмитрием Каралисом, автором книги «Коридор бессмертия».

Он рассказал о подвиге железнодорожников, которые во время блокады Ленинграда проложили и поддерживали в работе «дорогу Победы» – линию, по которой в город шло продовольствие, топливо и медикаменты.

«Эта дорога была под постоянным обстрелом. Её разрушали больше тысячи раз, но каждый раз люди выходили ночью и восстанавливали путь. Они шли коридором смерти и стали бессмертными», – отметил Дмитрий Каралис.

Автор писал не просто документальную хронику, он собрал и бережно восстановил воспоминания железнодорожников, которые строили и обслуживали линию, соединившую блокадный Ленинград с Большой землёй.

«Эти записи мне передали сами ветераны, когда я познакомился с ними, их было всего 27 человек. Они отдали мне толстую стопку листов-воспоминаний, которые писали сразу после войны. Там было около 180 историй. Некоторые написаны простыми словами, неровным почерком, пришлось их обрабатывать, сверять даты и географию», – поделился Дмитрий Каралис.

Он рассказал, что его отец работал на этой дороге. «Он был начальником поезда. К паровозу прикреплялся турный вагон, бригада из 16 человек – машинисты, сцепщики, кондуктора, ремонтники. Начальник поезда отвечал за всё: за машиниста, за последнего кондуктора, за доставку груза», – поделился автор.

Отдельное место в издании занимают фотографии и карты из фондов Музея железных дорог России.

«Без музея эта книга не состоялась бы. Здесь сохранились документы, которые не встречаются больше нигде: маршруты, журналы движения, снимки с восстановительных работ. Это настоящий мост между прошлым и сегодняшним днём», – подчеркнул Дмитрий Каралис.

Книга «Коридор бессмертия» теперь стала частью музейной коллекции. Несколько экземпляров останутся в библиотеке музея, а часть передадут школьным и городским библиотекам Петербурга.

«Мы хотим, чтобы дети знали, какой ценой доставлялась жизнь в осаждённый город. Наш музей – это не только техника и паровозы. Это человеческие судьбы, память и живая связь времён», – отметил директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.

Фото: Виктория Зырянова/«Петербургский дневник»

О людях и машинах, которые спасали жизни

Директор музея Владимир Одинцов подчеркнул, что место встречи выбрано неслучайно.

«Этот вагон для нас особенный. До войны он ходил как электровагон, но в годы блокады был переделан в санитарный. Срезали угол, чтобы можно было проносить носилки, перевозили раненых. Он спас сотни жизней», – рассказал Владимир Одинцов.

Он напомнил, что музей постоянно пополняется новыми экспонатами со всей России. «Мы получаем локомотивы, вагоны, детали инфраструктуры, старинные рельсы. Это не просто собрание техники – это история труда, мужества и инженерной мысли. И мы счастливы, что за восемь лет к нам пришли сотни тысяч посетителей. Особенно радует, что многие приходят семьями, ведь у нас не только сохраняют память, но и формируют интерес к профессии железнодорожника», – поделился Владимир Одинцов.

В честь дня рождения музея для гостей подготовили праздничную программу. Владимир Одинцов отметил, что такие встречи – часть большой просветительской работы, которую музей ведёт с момента основания.

«Мы стараемся не просто показывать технику, но и рассказывать историю через книги, живое слово, театр. Ведь важно, чтобы дети и молодёжь чувствовали связь с прошлым», – отметил Владимир Одинцов.

После встречи у легендарного паровоза «в разрезе» Первый Эксперементальный театр представил интерактивные спектакли по мотивам сказки Александра Волкова «Изумрудный город».

Юные зрители вместе с Элли и Тотошкой отправились в путешествие по Волшебной стране, а актёры вовлекали детей в игру со светом, движением и элементами кукольного театра.

Фото: Виктория Зырянова/«Петербургский дневник»