Яндекс.Метрика
  • Юлия Лазовская

Петербургские ученые подтвердили перспективность алмазного композита для промышленности

Его смогут применять в авиастроении и морской технике
Фото: сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум

Исследователи ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» (входит в НИЦ «Курчатовский институт») успешно испытали инновационный композитный материал «алмаз – карбид кремния». Эксперименты доказали: материал способен заменить металлы в ряде высокотехнологичных отраслей.

Композит «алмаз – карбид кремния» сочетает в себе низкую плотность (по сравнению с металлами и сплавами), высокую коррозионную стойкость, термостойкость, исключительную твёрдость, длительную прочность при низком уровне пластичности.

Такие характеристики открывают перспективы применения материала в авиастроении и морской технике, прежде всего в механизмах с высокими скоростями вращения.

Чтобы оценить поведение композита в нагруженных узлах трения, учёные изготовили образец «реакционно‑спечённого карбида кремния» – материала, способного выдержать экстремальные нагрузки. Создали пару трения: два кольца из «алмаза – карбида кремния» и «реакционно‑спечённого карбида кремния», а затем подвергли образцы интенсивному трению при высоких нагрузках, отслеживая интенсивность износа, нагрев и изменение коэффициента трения.

Эксперимент подтвердил, что при трении о «реакционно‑спечённый карбид кремния» материал изнашивается меньше, чем при контакте с металлами. Поверхность композита шлифуется, а не разрушается – это критично для долговечности промышленных изделий.

Ранее сообщалось, что ученым из Петербурга удалось создать датчик для непрерывного мониторинга конструкций.