Яндекс.Метрика
  • Антон Качалов

Ученым из Петербурга удалось создать датчик для непрерывного мониторинга конструкций

Это разработка СПбПУ
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Специалисты Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) создали волоконно-оптический датчик, существенно облегчающий процесс непрерывного мониторинга состояния мостов, трубопроводов и других конструкций, сообщили в пресс-службе Минобрнауки РФ.

«Разработали и экспериментально подтвердили работу прототипа волоконно-оптической сенсорной сети для одновременного отслеживания физического состояния объектов в нескольких точках вдоль одного волокна. Сенсорная сеть, состоящая из нескольких межмодовых волоконных интерферометров, открывает новые возможности для непрерывного мониторинга состояния критически важных конструкций, таких как трубопроводы, мосты и элементы авиационной техники», – отметили в пресс-службе.

Датчики на основе волоконно-оптических устройств – межмодовые волоконные интерферометры считаются перспективным направлением в мониторинге состояния конструкций благодаря простоте своей собственной конструкции и относительно невысокой стоимости. Такой датчик способен зафиксировать изменение длины всего в 1 микрометр (миллионная часть метра) и при этом обладает целым рядом качеств, таких как компактность, электронейтральность, радиационная стойкость.

Ученые предложили подход, позволяющий объединить несколько многомодовых волокон в единую сенсорную сеть и регистрировать сигналы каждого волокна одновременно.

«Технологию можно применять везде, где есть потребность измерять некое воздействие в нескольких точках. Например, для контроля утечек и деформаций на протяжении десятков километров нефте- и газопроводов. В сфере строительства датчик позволит в режиме реального времени отслеживать возникновение опасных напряжений в конструкциях, что особенно актуально для мостов и плотин. Датчик также может применяться для предупреждения оползней и сейсмической активности. В сфере авиации позволит мониторить состояние фюзеляжа летательного аппарата», – рассказал доцент Высшей школы прикладной физики и космических технологий Института электроники и телекоммуникаций СПбПУ Александр Петров.

Ранее ученые из Петербурга разработали схему газового охлаждения для коллайдера NICA.