«Мы не навязываем свою точку зрения»: Юлия Высоцкая рассказала о «Хрониках русской революции»
На телеканале «Россия» стартовал исторический сериал «Хроники русской революции» (16+). Самый глобальный проект режиссера Андрея Кончаловского охватывает события почти двух десятилетий, которые изменили нашу страну до неузнаваемости. Сыгравшая одну из главных ролей Юлия Высоцкая рассказала «Петербургскому дневнику» о съемках, о том, нужен ли ей «Оскар», и об отношении к негативным обзорам на ее кулинарное шоу.
– Насколько «Хроники русской революции» близки к реальным историческим событиям?
– В основе киноромана историческая правда, причем некоторые факты неизвестны широкой публике, поэтому, можно сказать, мы приоткрываем завесу тайны на какие-то события.
Но есть и доля вымысла, это понятно даже по персонажам. Зрители увидят не только реально существовавших Владимира Ленина, Максима Горького, Николая II, графа Юсупова и многих других, но и придуманных персонажей, как моя Ариадна Славина или подполковник Прохоров, которого играет Юра Борисов.
– Ариадну Славину сразу писали под вас?
– Кастинг я, конечно, не проходила, но Ариадну все же писали не под меня. Просто во время работы над сценарием Андрей Сергеевич (Кончаловский. – Ред.) понял, что я смогу реализовать эту роль так, как он ее видит.
– По первым сериям уже понятно, что Ариадна Славина – женщина очень эмоциональная. Есть критики, которые назвали ее метафорой самой революции. Вы согласны с этим мнением?
– Мне очень лестно слышать такое поэтическое сравнение. Конечно, в нашем сериале Ленин – самый близкий к революции человек, но все эмоциональное и чувственное того времени, тех событий передается через Ариадну Славину.
– У вашей героини роман с мужчиной, который значительно моложе ее. В реальной жизни вы верите в такую любовь?
– Мне кажется, любовь – это такое понятие, для которого возраст абсолютно никакого значения не имеет. Любовь – это всегда про сердце и душу. Если, конечно, мы говорим о настоящей любви, а не о каких-то там физиологических моментах.
Так вот, у моей героини не роман, а именно любовь – серьезное эмоциональное событие в жизни. Она может себе это позволить, потому что является по-настоящему свободной женщиной. Вот такая внутренняя свобода гораздо важнее любых феминистических высказываний и заявлений. Благодаря таким женщинам и существует проявление души и тела без оглядки на то, что скажут окружающие. У нее мощный характер, поэтому и для нее, и для меня как для актрисы, которая такую женщину представляет зрителям, возраст не был ограничивающим фактором.
Я и в реальной жизни знаю много пар, в которых женщина старше мужчины. У кого-то такие отношения закончились трагедией, другие же прожили вместе всю жизнь. Можно вспомнить хотя бы маму Андрея Сергеевича Наталью Петровну, которая была старше мужа на 10 лет, и это в то время!
– В нашей стране очень неоднозначное отношение к революционным событиям. Можно ли «Хроники русской революции» назвать мнением режиссера проекта или всей его команды на то непростое время?
– Мне не кажется, что там есть какая-то точка зрения, которую навязывают зрителям. Сериал снят с максимальным уважением к исторической правде, к реальным персонам. Свою личную точку зрения режиссер закладывает в вымышленных персонажах, которые олицетворяют эмоциональную, а не фактологическую линию.
– Хочу вспомнить другой фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» (16+), в котором вы снимались. Эта историческая драма попала в шорт-лист премии «Оскар». Многие российские интернет-пользователи решили, что американское жюри обратило внимание на картину только потому, что СССР там представлен в плохом свете. На ваш взгляд, почему фильм вошел в шорт-лист?
– Я не знаю, почему жюри приняло такое решение, но, мне кажется, что «Дорогие товарищи!» – прекрасный фильм. Там поднимается очень серьезная тема – пропасть между долгом, обязанностями человека и тем, что происходит в его личной жизни, с его ребенком. Такой разрыв между убеждениями и реальностью приводит к страшному разочарованию, даже, наверное, к краху личности.
Я думаю, что режиссер написал убедительную историю, а артисты убедительно в ней существовали, поэтому жюри «Оскара» и обратило внимание на этот фильм. На мой взгляд, в картине не декларируется четкая точка зрения, что СССР – это плохо. Вообще, на мой взгляд, умные люди не мыслят столь категорично, особенно когда говорят о произведении искусства. Я люблю фильмы и спектакли Андрея Сергеевича за то, что это всегда, в первую очередь, попытка понять человека и только после, через него оценить исторические обстоятельства. Достаточно вспомнить «Рай» (18+) или «Сибириаду» (12+).
– На ваш взгляд, сегодня премия «Оскар» важна для российского кинематографа?
– Лично я давно не мечтаю об этой статуэтке. Проблема в том, что мы уже оторвались от общности с Западом. А сами по себе западные, да и наши премии уже не про искусство, в них много светскости и социальных сетей. Сейчас почти на любом кинофестивале режиссеров, артистов, композиторов меньше половины от всех гостей, зато всегда много разных блогеров и светских персонажей. Конечно, прекрасно, что люди интересуются кинематографом, но все-таки, мне кажется, что любая награда – это профессиональный праздник, особенно для тех, кто обычно остается за кадром.
Лично для меня притягательность любых фестивалей и наград последнее время как-то потерялась, хотя, конечно, всегда приятно, когда тебя отмечают. Тем не менее мы работаем не для этого, мы снимаем кино для зрителей.
– Благодаря шоу, в котором вы готовите еду, в интернете появился очень популярный жанр кулинарных обзоров. В социальных сетях и на видеоплатформах появились каналы, контент которых полностью состоит из обзоров на ваши рецепты, по большей части они негативные. Как вы относитесь ко всему этому?
– С юмором. Конечно, критиковать всегда проще, чем делать что-то. Это правило соблюдается не только в интернете, так работает и театральная критика, и кинокритика, и журналистика. У кого-то получается критиковать обаятельно, у кого-то – нет.
Я не думаю, что к критике надо относиться как-то чересчур серьезно. Если кому-то не нравится золотистая корочка на пироге или на сырниках, то это всего лишь дело вкуса. Если я помогаю людям зарабатывать, делаю чью-то жизнь лучше, то это прекрасно. А критикам бог судья, я всем им желаю здоровья.
Возможно, я и совершила несколько ошибок, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Пусть зрители учатся на моих ошибках. К тому же я люблю атмосферу, которую мы создаем на съемках. Я уверена, что наше хорошее настроение передается зрителям.