Матушка Евфросиния: «Мы рады интересу к нашей истории»
– Матушка, казалось бы, бытовой вопрос, но, на наш взгляд, он уместен. Как ваш день начался сегодня?
– Как и всегда – с молитвы. Так начинается каждый день в любом монастыре.
– Вы стали настоятельницей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря в 2023 году. А удавалось ли вам бывать здесь прежде?
– Я была здесь всего один раз, в 2006 году, и очень хорошо помню матушку Ангелину, предыдущую настоятельницу. Конечно, я помню и то, в каком состоянии разрухи и неустройства пребывал монастырь и все здания в те годы, и прекрасно понимаю, какой невероятный труд матушка Ангелина проделала для того, чтобы вернуть обитель к жизни. Благодаря ее трудам монастырь стал совершенно другим. Трудами матушки была восстановлена ограда, Крестовоздвиженский храм, келейный корпус, приведена в порядок территория и многое другое.
Но это не значит, что монастырь полностью восстановил свой прежний облик. Трудов здесь хватит еще не на одну настоятельницу.
– А до этого вы служили в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Петербурге?
– Да, я проходила там послушание.
– В нем другая атмосфера?
- Вы знаете, монашеская жизнь – она везде одинакова. Но, безусловно, есть и отличия, все‑таки Новодевичий монастырь находится на территории города.
– Помните ли свое первое ощущение, когда прибыли сюда, в Старую Ладогу?
– Это место обладает необыкновенной притягательной силой. Например, читая дневник с воспоминаниями матушки Ангелины, я для себя отмечала, что некоторые ее впечатления и переживания созвучны моим.
Матушка говорила, что к этому месту прикипаешь сердцем. И это действительно так. Видимо, потому, что на протяжении девяти столетий в монастыре не прекращалась молитвенная жизнь. Это никого не может оставить безучастным и равнодушным. Сила этих молитв, подвига, который совершали здесь сестры, освящает эту древнюю землю и ощущается каждым, кто посещает ее.
– А есть ощущение, что это место еще и первая столица Древней Руси?
– Безусловно, древность живет во всех строениях Старой Ладоги – в крепости, в Никольском монастыре, в нашем монастыре, в могиле вещего Олега… Это ощущается даже просто при взгляде на древнюю реку Волхов, которая поражает своей мощью, силой и своей такой величественной русской красотой.
– О каких еще интересных особенностях обители можете рассказать?
– В середине XIX века наш храм постигла печальная участь – он потерял все свои фрески. Это было характерно для многих храмов того периода, поскольку фрески ветшали. Вместе с тем не было понимания, что с ними делать: технологии сохранения и восстановления отсутствовали. Поэтому их просто сбивали, других способов тогда не было.
В свое время Борис Григорьевич Васильев (ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Старая Ладога», исследователь древнерусской живописи. – Ред.), который много лет посвятил изучению нашего храма и истории фресковой живописи, нашел эти захоронения фресок и, внимательно анализируя найденные фрагменты, попытался воспроизвести программу росписи храма и ее особенностей. Большая часть сбитых изображений и сейчас находится в земле, на территории нашего монастыря.
К особенностям собора относится и сохранившийся в алтарной части синтрон (дугообразная скамья. – Ред.), характерная особенность храмов домонгольского периода. Над синтроном осталась часть фрески, это композиция «Служба святых отцов». Известный историк и знаток древнерусской фресковой живописи Владимир Сарабьянов считал, что она является самым ранним изображением этого сюжета в древнерусском искусстве.
Также в процессе реставрации в диаконнике собора на строительной затирке было найдено изображение знака Рюриковичей. Это подтверждает идею о том, что храм был построен по княжескому заказу. Однако историки не пришли к определенному выводу, кому конкретно он принадлежит. Есть мнение, что одному из сыновей Мстислава Великого (сын Владимира Мономаха, великий князь Киевский, князь Новгородский. – Ред.), а по другой версии – Юрию Долгорукому, родному брату Мстислава.
– Можно прочитать, что князь Мстислав имел отношение к появлению Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря. Это действительно так?
– К сожалению, у нас не осталось никаких конкретных летописных источников, которые бы однозначно ответили на этот вопрос. Но есть исследования историков, искусствоведов, археологов и реставраторов, которые тщательно изучали наш храм.
Версий по поводу его основания довольно много. Самая смелая и интересная из них принадлежит Дмитрию Мачинскому (археолог, историк, научный сотрудник Государственного Эрмитажа. – Ред.). Он предположил, что храм был заложен в период княжения Ярослава Мудрого и его супруги, шведской принцессы Ингигерд, которой в качестве приданого была дана Старая Ладога. В конце жизни она приняла постриг с именем Анна Новгородская. Несмотря на шведское происхождение, княгиня Анна была очень преданна своей новой родине и много помогала Ярославу в его государственных делах.
По другой версии, каменный храм был заложен при Мстиславе Великом и его супруге Христине Ингесдоттер. У Мстислава в Новгороде была большая строительная артель, которая возводила храмы и расписывала их, а еще изготавливала рукописные книги – Мстиславово Евангелие. Историк Василий Татищев называет Христину всепрощающей христианкой. Она была удивительной женщиной, которая очень любила монастырскую жизнь. В Новгороде она основала несколько монастырей. И есть предположение, что инициатива создания здесь храма и монастыря принадлежала ей. Дмитрий Мачинский предполагает, что она была и похоронена в этом храме.
– Раз мы затронули тему шведского влияния, то невозможно не сказать про то, что шведы потом нанесли урон этому месту.
– Шведы были в Старой Ладоге семь лет, и, безусловно, то разорение, которое приходится на время их пребывания, непоправимо. Были уничтожены или вывезены все монастырские архивы. Храм был княжеским, это не вызывает ни у кого сомнений. Поэтому возможно, что здесь хранились какие‑то ценные артефакты, которые представляли для них интерес.
– Правда ли, что тут находилась в заточении первая супруга Петра I Евдокия Лопухина?
– Это исторический факт, который подтвержден документально архивными данными. Евдокия Лопухина пробыла в нашем монастыре семь лет. Уезжая отсюда, она оставила в дар сестрам свою семейную реликвию – икону Богородицы «Троеручица». Но, к сожалению, с началом революционных событий икона исчезла.
– По преданию, и сам Петр I нередко приезжал сюда?
- Да, такие сведения встречаются. По крайней мере, Елизавета Шахова, писательница и насельница нашего монастыря в XIX веке, упоминает о том, что монарх жалел свою первую супругу, поэтому навещал ее и пытался как‑то приободрить. Но опять‑таки мы не можем определенно это утверждать.
– Староладожский Свято-Успенский монастырь возобновил свою деятельность ровно 20 лет назад, в 2005 году. А что здесь было в советское время?
– Вначале здесь был детский дом, потом интернат. Еще до революции долгие годы в нашем монастыре работала школа для девочек. Она была популярна и востребована среди местных жителей. Очень многие отдавали своих детей для обучения чтению, письму, рукоделию. После закрытия монастыря здесь снова оказались дети, сохраняя это место в трудные годы.
– И в годы войны тоже?
– Временно дети были эвакуированы, на территории располагалась военная часть.
– Перенесемся из истории в современность. Как часто местные жители бывают в монастыре?
– У нас есть постоянные прихожане, их немного, мы их очень любим. Они регулярно приходят на богослужения, всегда оказывают необходимую помощь нашей обители. Но их, к сожалению, единицы.
– А туристов больше?
– Да, безусловно. Основная масса – это люди, которые приезжают на теплоходах или с автобусными экскурсиями, а кто‑то и просто своим ходом. Мы стараемся всех радушно встречать в нашей обители и всегда рады интересу к нашей истории.
Хотелось бы, чтобы и наши паломники понимали, что это святое место не туристический объект, а действующий монастырь, и, проникаясь величием духовной истории нашей Родины, почувствовали, как эти древние места из глубины веков говорят о самом главном и сокровенном в душе каждого человека – о вечности, смысле нашей жизни, о созидающей вере и мудрости наших предков и непостижимой любви Божией – источнике нашей жизни и вдохновения.
Монастырь расположен на левом берегу реки Волхов, севернее Староладожской крепости. Его ансамбль включает в себя главный храм (собор Успения Пресвятой Богородицы) и другие церкви.
Смотрите эксклюзивно в VK Видео.