Яндекс.Метрика
  • Илья Огородников

Обратный инжиниринг: что это такое и как Петербург оказался в лидерах его процессов

Разбирался «Петербургский дневник»
Фото: АО «Технопарк Санкт-Петербурга»

Полтора-два десятка лет назад почти на любой международной выставке технических достижений и производства где-нибудь в Германии или США можно было увидеть довольно любопытную картину: около самых интересных экспонатов, будь то передовой трансмиссионный узел или целый автомобиль, всегда находилось несколько человек из Азии с рулеткой, штангенциркулем и хорошим фотоаппаратом. А буквально через год-два в Китае проходила премьера нового продукта из Поднебесной, всеми лампочками и гайками напоминающего то, что ранее показывали в Европе и Америке. На самом деле у этого явления, которое с 2022 года активно развивается и в России, есть вполне официальное название – обратный инжиниринг. АО «Технопарк Санкт-Петербурга» рассказал «Петербургскому дневнику», почему Северная столица сегодня в числе лидеров по развитию реверсивного проектирования.

В работе более 400 проектов

Обратный инжиниринг – это исследование и подготовка соответствующей документации на какой-либо технический или цифровой продукт на основе уже существующего образца. То есть процесс как бы идет в обратном порядке: берется готовое устройство или программа, изучаются принцип работы и составные части, создаются чертежи, макеты и описание, на основании которых потом запускается серийное производство. При этом обратный инжиниринг не является прямым копированием. В ходе исследования продукта в него нередко вносится немалое количество доработок, в результате которых порой получается совершенно новый по характеристикам проект, хоть и с теми же задачами, что и у исходного образца.

Фото: АО «Технопарк Санкт-Петербурга»

Явление это не новое. Методом обратного инжиниринга, например, в СССР из трофейных моделей Opel Kadett был воссоздан послевоенный автомобиль «Москвич 400». А сегодня по схожему принципу в Петербурге производится учебно-спортивная парусная яхта MX700, созданная «по мотивам» американского судна класса J/70.

Задачи, правда, на текущий момент куда масштабнее: после введения против нашей страны беспрецедентного количества санкций и разрыва кооперационных производственных связей с бывшими западными партнерами остро встал вопрос замены огромного количества всевозможных комплектующих, ранее поставлявшихся из-за границы или производимых на совместных предприятиях в рамках лицензионных соглашений.

Чтобы структурировать процессы, необходимые для программы импортозамещения, еще в 2016 году было создано Агентство по технологическому развитию, оператором которого в городе на Неве и стал «Технопарк Санкт-Петербурга».

«Агентство по технологическому развитию фактически стало центром импортозамещения в стране, помогая кампаниям всех уровней из различных сфер промышленности закрыть потребности в изделиях, которые ранее поставляли ушедшие с российского рынка зарубежные компании», – рассказывает генеральный директор «Технопарка Санкт-Петербурга» Олег Якимов.

Фото: АО «Технопарк Санкт-Петербурга»

В общей сложности за неполные три последних года по программе импортозамещения государство профинансировало более 400 проектов на сумму более 20 млрд рублей. При этом Санкт-Петербург в списке лидеров: компании Северной столицы привлекли свыше 5,6 млрд рублей, из которых свыше 1,5 млрд рублей – только за неполный 2025 год.

Помимо этого в Северной столице действует и собственная программа поддержки. Промышленные предприятия могут получить заем до 500 млн рублей на 7 лет под 3-7% годовых для приобретения научного, лабораторного и исследовательского оборудования. И это не единственная программа, благодаря которой в Петербурге продолжает развиваться и расширяться производство.

По словам губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, льготные займы для городских компаний – действенный инструмент поддержки бизнеса, когда рыночная ставка по кредитам превышает 20%. Глава города подчеркнул, что предприятия, которые производят продукцию, замещающую импорт и укрепляющую технологическую независимость страны, поддерживаются в первую очередь.

Четыре ключевых направления поддержки

Первое, что было сделано, – выделены отраслевые направления, для которых процессы импортозамещения оказались наиболее актуальны. В частности, в базовую группу попали машиностроение, приборостроение, судо-, авиа- и автостроение, а также радиоэлектроника и иные составляющие. Отдельно выделены химическая отрасль и биотехнологии, отдельно – энергетическая сфера. Также ключевым направлением стало производство беспилотных авиационных систем, в котором Санкт-Петербург преуспел особенно.

«Три-четыре года назад особой востребованности в беспилотниках не было, а сейчас это уже динамично расширяющийся рынок продуктов двойного назначения. Новый уровень – это управление не одним, а сразу группой БПЛА, включая взаимодействие дронов-ретрансляторов с дронами-исполнителями. Петербургская компания ООО «3Д-технологии.ру» уже получила поддержку для разработки универсальной станции по управлению роботизированным транспортом», – подтвердил Олег Якимов.

Фото: АО «Технопарк Санкт-Петербурга»

Также Северная столица в рамках программ импортозамещения сегодня охватывает значительную часть отраслей базовый группы – это радиоэлектронная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная отрасль и судостроение. Ключевая специфика – компонентная база. Отсутствие одного-единственного узла или детали порой может остановить производство всего механизма или целой машины. Именно поэтому основная задача импортозамещения на текущем этапе – не столько полностью избавиться от иностранных продуктов, которые есть в России, сколько сохранить производство отечественных проектов, в которых используются иностранные комплектующие.

Одним из таких узлов, например, являются гидромоторы, которые используются в сельскохозяйственной, строительной и дорожной технике. Их производством в Петербурге занимается Невский инструментальный завод, однако его продуктовой линейки не хватает, чтобы заменить все потребности. Именно поэтому к процессу подключается государство, выделяя поддержку компании, имеющий богатейший опыт и способной оперативно создать необходимое для других отечественных производителей оборудование.

Реализованный пример – инициатива ПАО «КАМАЗ» по замене средств производства, в частности, разработке автоматического смесителя-охладителя для приготовления формовочной смеси. С этой задачей методом обратного инжиниринга успешно справилось петербургское предприятие «Энамеру», специалисты которого не только заменили использующийся ранее французский аналог, но и выполнили массу дополнительной работы, благодаря которой импортозамещенный аппарат может использоваться для очистки песка, загрязненного в результате разлива нефти.

И таких примеров десятки. В процессе реверсивного инжиниринга участвуют, например, и научные центры Северной столицы. Так, Политехнический университет Петра Великого стал победителем конкурса на производство электронного анестетика. Это часть устройства для анестезии. Ранее подобные вещи поставлялись из Китая и даже Швейцарии.

Фото: АО «Технопарк Санкт-Петербурга»

Ограничений почти нет

«В целом какой-либо приоритет среди сфер реализации проектов, на которые выделяется государственная поддержка, отсутствует. Механизм объявления конкурсов максимально прозрачен, – продолжает глава «Технопарка Санкт-Петербурга», – «Но условия, конечно же, существуют. Одно из основных – запуск серийного производства получившего поддержку проекта, а также гарантия его реализации в определенном соотношении к выделенным деньгам. Если потенциальным грантополучателем является не производственное предприятие, а, например, конструкторское бюро или НИИ, значит, у них уже должно быть соглашение с производственным партнером. В этом весь смысл: проекты «в стол» не нужны – нужен готовый серийный продукт».

Практика показала, что реверс-инжиниринг оказался очень действенным инструментом. Однако в процессе реализации проектов участники программы отмечают нюансы, работа над которыми позволяет улучшать эффективность всей цепочки реализации импортозамещения. В частности, в каждом конкретном случае инженеры решают, что лучше – просто скопировать образец, провести полный цикл всех научно-исследовательских работ и фактически создать новый продукт или выбрать гибридный вариант.

По словам Олега Якимова, компании все чаще предпочитают делать оригинальный продукт: «И мы это поддерживаем! На копировании вперед не вырвешься. Лидерство – это когда зарубежные компании начнут копировать российские решения…»