Александр Журбин: «Свой юбилей я отмечаю в любимом городе»

– Александр Борисович, одним из ярких событий фестиваля станет петербургская премьера вашего мюзикла «Биндюжник и король». Как он создавался?
– Для меня эта премьера – важное и большое событие. Хотя это далеко не первая постановка мюзикла, у него уже есть большая история.
Впервые его поставили в Русском театре Риги в 1988 году. Потом он шел во многих городах под разными названиями. Его играли в Израиле, Франции, Швейцарии.
Гигантский спектакль был поставлен в Филадельфии, по-английски он назывался How It Was Done in Odessa. И практически каждый год кто-нибудь и где-нибудь ставит это произведение. Названия бывают разные, но все-таки в основном используют наше с либреттистом Асаром Эппелем – «Биндюжник и король».
В основе лежит великолепная пьеса Исаака Бабеля, одна из жемчужин российской драматургии. В ней много смешного, но немало и грустного. Распад семьи в дореволюционной Одессе, борьба поколений, противостояние отца и сына – все это сделано так, что мурашки по коже. Кажется, моя музыка удачно легла на эти мощные эпические образы. Посмотрим, как все получится. Но честно скажу: я многого ожидаю.
– И с чем связаны ваши надежды?
– Здесь три фактора. Во-первых, это замечательный театр, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Много лет назад, в 1979 году, именно в нем был поставлен мой мюзикл «Разбитое зеркало», и здесь начался мой творческий путь. Я знаю эту труппу, ее великолепные возможности – вокальные и актерские.
Потом в этом театре прекрасный директор – Юрий Алексеевич Шварцкопф. Он знает все, что касается театра, до малейших деталей. Он знает каждого актера, оркестранта, всех балетных артистов, художников, костюмеров, бутафоров и многих других специалистов. Человек широкого кругозора, знаток опер, оперетт и мюзиклов, он сделал этот театр поистине одним из крупнейших музыкальных центров России. Юрий Шварцкопф – мастер своего дела, который уверенно ведет музыкальный корабль, сделав его лидером среди российских театров.
И в-третьих, спектакль ставит замечательный московский режиссер Евгений Писарев. Он уже много лет руководит Московским драматическим театром имени Пушкина – одним из лучших в столице.
И давно демонстрирует свое мастерство в жанре музыкального театра, ставя оперы и мюзиклы на самых главных сценах России – в Большом театре, Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Театре наций. И вот наконец премьера в Санкт-Петербурге. Я очень горд, что его первым спектаклем здесь будет именно мой мюзикл «Биндюжник и король».
– Ваш спектакль «Мышеловка», который тоже покажут на фестивале, уже несколько лет идет в Театре музкомедии с аншлагом. Повторит ли этот успех новая работа?
– Несколько лет назад Юрий Алексеевич предложил мне поставить мой мюзикл «Мышеловка» по Агате Кристи. И несмотря на то, что этот спектакль уже шел в разных городах, в Музкомедии он неожиданно стал сенсацией. Режиссер Николай Покотыло вдохнул в него какую-то новую жизнь. И вот уже три года достать билеты на «Мышеловку» практически невозможно.
Мне трудно судить, какой мюзикл лучше, но «Биндюжник и король» – действительно уникальный. Я верю в режиссера, в директора, в коллектив театра, который, как мне «донесли», готовит постановку с колоссальным подъемом и энтузиазмом.
Сейчас в театре полным ходом идут репетиции мюзикла, в котором занят звездный состав актеров, в том числе приглашенных из других театров. Это Сергей Мигицко, Олег Андреев, Роман Дряблов, Игорь Мосюк, Дмитрий Ткаченко и другие. Музыкальный руководитель и дирижер – Алексей Нефедов. Премьерные показы – а в Петербурге мой мюзикл будет представлен впервые – состоятся в Театре музыкальной комедии 7, 8 и 9 октября.
– Петербург для вас не чужой город. После первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика», которая родилась здесь, к вам пришла оглушительная слава…
– Слава этой оперы поистине феноменальна. Уже продано около 4 миллионов альбомов с первым составом этой оперы, где заглавные роли пели Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. И все это началось в любимом городе на Неве.
– Несмотря на успех, вы выбрали Москву, хотя и с перерывом на Америку. А как сейчас складывается ваша жизнь?
– Да, действительно, жизнь повернулась так, что после Петербурга я долго жил в Москве. И до сих пор живу на два дома – Москва и Нью-Йорк. Это непросто – жить через океан, особенно сейчас, когда много препятствий и даже физически добираться до каждой точки в Европе или в США очень нелегко. Но пока мы как-то живем. В Нью-Йорке наш сын, два внука. Что будет дальше – никто не знает. Но свой юбилей я отмечаю в любимом городе.
Ленинград – один из самых моих любимых городов на свете. А я видел практически все великие города на Земле. Я приехал сюда сравнительно молодым и именно здесь сформировался как человек и как композитор. Здесь родилась моя теперь уже легендарная рок-опера «Орфей и Эвридика», которая, несмотря на жесткую цензуру, взлетела в небо и полетела над всем миром. Уже прошло 50 лет, но «Орфей» продолжает летать.
– Вы сочиняете симфонии, оперы, музыку для кино и песни. Стихи к одной из них – «Лошадка-жизнь» – написала ваша жена, с которой вы вместе более 40 лет. Поделитесь рецептом крепкого брака.
– Да, моя жена Ирэна Гинзбург-Журбина – это подарок судьбы. Мы познакомились случайно, но сразу поняли, что созданы друг для друга. Уже скоро 48 лет совместной жизни, а мы по-прежнему любим, вместе путешествуем по миру.
Ира – очень талантливый человек, поэт, переводчик, прекрасно поет. Ее отец Лев Владимирович Гинзбург – великий переводчик поэзии с немецкого на русский и автор стихов одной из популярнейших песен «Во французской стороне, на чужой планете» (музыка Давида Тухманова). Мы с Ирой написали вместе немало песен, их пели и поют знаменитые артисты. Надеюсь, она выступит на гала-концерте фестиваля, который будет в здании Музкомедии 23 ноября. Вообще, там ожидается много интересного.
– Ваша ежедневная жизнь очень насыщенна. Вы композитор, писатель и даже наш коллега – член Союза журналистов, поскольку вели передачи на радио и телевидении. О чем еще мечтаете?
– У меня уже десять книг, последняя называется «Большая Децима». Сейчас уже почти закончил одиннадцатую. Я всегда любил писать слова, одна из моих книг так и называется – «Композитор, пишущий слова». И я до сих пор люблю читать лекции, вести передачи на радио и телевидении.
А еще очень люблю читать книги. Сейчас носить их с собой стало просто, потому что они электронные. Мой айпад содержит примерно 800-900 книг, которые я часто меняю. И это мне гораздо интереснее, чем смотреть сериал или «Тик-Ток».
Конечно, это старомодно, но кто сказал, что старомодно – это плохо? В старые времена было много хорошего, и я мечтаю о новых временах со старыми деталями: любовь, душа, порядочность, честность, достоинство, честь. А электроника и искусственный интеллект этому никак не мешают. Ну и, конечно, музыка – старомодная вещь, которую я люблю больше всего на свете.