Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Александр Антонов: «Каждая модель имеет особое значение»

На днях в России отметили День коллекционера
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Петербуржец Александр Антонов вместе с отцом создал крупнейшее в мире собрание моделей военной техники. Он рассказал об экспонатах и новом музее в кронштадтском форту Константин.

– Александр Викторович, как начиналась коллекция?

– Ее собирать начал мой отец Виктор Николаевич Антонов еще в 1970-е годы. Он работал в Ленинградском электротехническом институте, у которого были связи с университетом в Дрездене. Туда отец часто летал и из каждой поездки привозил готовые модели либо наборы для самостоятельного изготовления. В моих самых ранних воспоминаниях о квартире, где я жил с родителями, – картины книжных полок, где между стеклами стоят модельки машин, наверху – собранные отцом модели самолетов. Впоследствии я продолжил работу отца. Сначала модели были разными, потом я сфокусировался на масштабе 1:43. Надо сказать, все началось просто с миниатюр разных устройств. Но потом мы сосредоточились именно на военной технике. Так у нас собралась самая большая в мире ее коллекция. По рассказам отца, любовь к этому ему привили в кружке судомоделирования в послевоенном Ленинграде, куда он ходил после школы. К слову, к моделям имел отношение и один из дедов, который разрабатывал электронные компоненты для советского Военно-морского флота. Его модели носили более утилитарный характер, но и он на моей памяти сделал как минимум одну парусную яхту и моторный катер для себя, а не для работы.

– Сколько сейчас в вашей коллекции экспонатов?

– В общей сложности более шести тысяч. Ранее самая большая подобная коллекция, зарегистрированная в Книге рекордов Гиннесса в Испании, насчитывала лишь около 2,8 тысячи экземпляров. Когда я узнал, что моя коллекция куда больше, задумался об открытии музея. Долго искал подходящее помещение. В итоге все сложилось, и в этом году Музей военной миниатюры открылся в атмосферных помещениях батареи «Брылкин» XIX века в форту Константин в Кронштадте. На нижнем уровне исторически располагались артиллерийские склады и казармы гарнизона форта. На верхнем ярусе батареи размещались орудийные дворики. Это место буквально пропитано военной историей. Реставрация здания продолжалась полтора года. Несколько месяцев ушло на формирование экспозиции. В этой работе очень помогли специалисты из Русского музея. Дома модели стояли бок о бок, уникальные экспонаты, о которых можно говорить часами, терялись в многообразии коллекции. Музейщики помогли сформировать тематико-экспозиционный план. На 650 квадратных метрах нового музея поместилось около 400 моделей, каждая из которых имеет особое значение и представляет интерес. Подавляющее большинство экспонатов – ручной работы.

– Выставка статична?

– Нет. Экспозиции в залах будут периодически сменять друг друга, чтобы можно было увидеть самые интересные экспонаты, а также раскрыть разные темы и периоды в истории. Любой музей должен рассказывать ту или иную историю. В нашем случае это история развития технологий и конфликтов, показанная через модели. У нас получился цельный рассказ. Девиз музея – «История через модели». Первый зал посвящен знаменитой батарее форта Константин – «Паукер». Ее установили в 1870 году. Для нее создали специальные лифты для орудий: они поднимались, делали выстрел и опускались под защиту стен форта. В первом зале есть действующий макет этой орудийной батареи. Там же рассказываем о самом форте, его значении в общей линии обороны Кронштадта и Петербурга, о развитии технического прогресса в военном деле и так далее. Следующий зал посвящен железным дорогам. Рассказ начинается со второй половины XIX века, когда в мире железные дороги уже активно использовались, а в России начался период резкого роста технологического прогресса. Модели показывают, как выглядели первая пушка, поставленная на железнодорожную платформу, бронедрезины, джипы и бронеавтомобили на комбинированном колесном и железнодорожном ходу, бронепоезда и даже ядерный поезд, который мог запускать межконтинентальные баллистические ракеты прямо с рельсов.

– Какой зал вы считаете наиболее интересным?

– Третий. Там можно увидеть экспериментальную и просто очень необычную технику, самые смелые инженерные решения и пробы. Например, модель танка Лебеденко с колесами диаметром девять метров, то есть он был высотой с трехэтажный дом. Есть уникальные экземпляры техники, которые появлялись в локальных конфликтах.

– Какие экспонаты особенно важны лично для вас?

– Есть два особенно интересных. Один сделан по истории, которую я слышал еще в детстве. В школе, где я учился, сейчас это гимназия № 148 имени Сервантеса, есть музей «Россия – Испания. ХХ век». В нем имеется раздел «Ленинградцы в Испании». Когда я был школьником, ленинградцы, воевавшие в Испании в 1936-1939 годах, рассказывали нам о той войне. Среди них был танкист Липин, женатый на испанке. Он рассказывал, как с ней познакомился. Спустя годы я попросил одного из наших мастеров сделать диораму по этому рассказу. Ее тоже можно увидеть в музее. Вторая история связана с моделью самолета У-2. Это самый массовый биплан (самолет с двумя несущими поверхностями) в истории человечества. Мой дед летал на таком У-2 во время Зимней войны. Тут надо отметить, что эти самолеты использовались и как ночные бомбардировщики. Существовали даже отдельные женские бомбардировочные полки. Пускай сама модель не очень большая, но она сделана так филигранно, что все тяги управления работают как у настоящей машины. Ювелирная работа.

Ранее коллекционер и историк моды Назим Мустафаев передал в дар Эрмитажу предметы из своей коллекции.