Виктор Литовкин: «У американцев сейчас большие проблемы с обновлением своего ядерного арсенала»

В случае если Соединенные Штаты не поддержат инициативу, выдвинутую президентом РФ Владимиром Путиным, то возможен очередной виток гонки вооружений между Россией и США. Причем в этой гонке Америка вполне может и проиграть. Дело в том, что у них сейчас просто нет новой современной ракеты для доставки ядерных боеголовок. Их базовой межконтинентальной баллистической ракете «Минитмэн-3» уже более 50 лет, она была принята на вооружение в 1970-х годах.
По неписаным правилам ядерного противостояния, они давно уже должны были принять на вооружение новую МБР. При президенте Обаме на создание новой ракеты Centinel было выделено два триллиона долларов, но она до сих пор как таковая не существует. Кроме того, им давно уже пора менять на новые и ядерные ракеты «Трайдент», которые устанавливаются на стратегических подводных лодках. В целом у американцев сейчас большие проблемы с обновлением своего ядерного арсенала.
По идее, США должны быть заинтересованы в том, чтобы Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений выполнялся в полном объеме. Но Дональд Трамп вряд ли на это согласится. В основе этого договора лежит равноправие сторон, то есть равная безопасность в стратегическом плане и для США, и для России. А Трамп почему-то фанатично верит в то, что Соединенные Штаты должны обладать превосходством над Россией в этой сфере.
В период, когда Трамп был 45-м президентом США, он сам отказался продлевать ДСНВ. В итоге его продлил в 2021-м президент Байден, который хорошо представлял себе его реальное значение. А Трамп требовал присоединить к нему Китай, который отказался это делать. Китайцы сказали, что когда Россия и США сократят свои ядерные арсеналы до уровня китайских, тогда КНР, возможно, и присоединится к этому договору. Но не ранее.
Россия, в свою очередь, выдвинула логичное условие: поскольку США имеют союзников в сфере стратегической безопасности в лице Франции и Британии, то их также нужно подключить к ДСНВ. Но Соединенные Штаты делать это не спешили. Но главный момент в том, что договор должен выполняться по всем пунктам, чего США в принципе не делают. В частности, они всячески препятствуют нашим инспекциям на свои ядерные объекты, в позиционные районы размещения МБР и т. д. А постоянная работа инспекционных групп – один из ключевых элементов ДСНВ.
По этой причине Россия была вынуждена приостановить свое участие в договоре. Мы оставили в силе единственный пункт из него – мы всегда предупреждаем США о своих испытательных пусках ракет. Чтобы наши испытательные пуски, не дай бог, не были приняты за боевые. Таким же образом поступают и американцы, когда осуществляют свои испытательные пуски.
Но разница в том, что Россия уже обновила свой ядерный арсенал на 95%. Наши ракеты в составе РВСН, способные нести ядерные боеголовки, сегодня обновлены на 100%. Ракеты, стоящие на вооружении Военно-морского флота, обновлены на 60-70%. Насколько носители ядерного оружия обновлены в авиации, закрытая информация Минобороны РФ. К тому же там в расчет идут не сами ракеты, а самолеты, способные их нести. У США же практически весь ракетный потенциал – старый, еще из 20-го века.
По словам Владимира Путина, Россия будет придерживаться параметров, заложенных в ДСНВ, и после 5 февраля 2026 года. То есть количество развернутых и неразвернутых ракет с ядерными боеголовками у нас будет на уровне 800 единиц, количество развернутых ракет – 700, а максимальное количество боеголовок, размещенных на них, – 1550. Посмотрим, как на нашу инициативу будут реагировать Соединенные Штаты, как говорится, теперь «мяч на их стороне».