Яндекс.Метрика
  • Борис Подопригора

Борис Подопригора: «Понадеемся на мудрость Дракона, Слона и Медведя»

К каким изменениям в мире может привести нынешняя активность Поднебесной на международной арене? Правы ли западные аналитики в своих опасениях по поводу усиления глобального Востока?
Фото: https://petrsu.ru/notices/2015/1587/vtchitalnomzalenautc

Восприятие центрального образа картины зависит от изображений по ее краям. Так считают не только художники, но и аналитики. С этой позиции оценим результаты сентябрьских встреч в Поднебесной. Начнем с китайских СМИ.

После торжественных славословий китайцы переключились на сопоставление своего и американского потенциалов. Остальное вынесено за скобки. Пекину важно упрочить уже признанное геоэкономическое лидерство без риска попасть в зависимость от других стран. Россия при этом напрямую не упоминается, но характерно одновременное внимание к энергопоставкам со Среднего Востока. Тем более что Китай в 2025 году опустился в десятку мировых экономик, наиболее зависимых от зарубежной логистики.

Перспективы совместного с нами освоения Севморпути примечательно обойдены. Но в контексте евразийского мегапроекта «Один пояс – один путь» в очередной раз упомянута актуальность тоннеля из Финляндии в Эстонию с последующим выходом на Центральную, но главное – Южную Европу, а из нее – в Азию. Или наоборот, что для нас политически равноценно, ибо оставляет вопрос: «А мы-то где?»

Заметим афористичное суждение китайских СМИ: «Глобальное планирование важнее ежеквартального». Любопытная реминисценция: «Британия потеряла колонии, когда стала планировать свое будущее не на столетия, а на пятилетку». Есть о чем задуматься. Впрочем, согласимся с тем, что до прояснения реакции Запада на «большой китайский сентябрь» прогнозы делать трудно.

Западную реакцию разберем по англоязычным СМИ. Показателен публицистический рефрен: «10 дней спустя». Просто так события десятидневной давности не упоминают. Налицо три подхода – при рабочей пропорции 40:40:20. Приблизительно равные по числу две группы аналитиков ожидают безэмоционального прояснения потенциала глобального Востока и принятия неотложных мер по его сдерживанию. Те и другие опираются на разноречивый прогноз встречной стратегии Запада, критикуют Трампа за недальновидность, а Европу – за скандальность и увлечение внешней политикой в ущерб внутренней. Считается, что к концу осени ясности станет больше.

В поле зрения критиков Трампа – недооценка солидарных интересов Пекина и Нью-Дели на фоне политического блокирования Пекина с Москвой, что недооценивалось годами. Впервые замечено «историческое» противопоставление – «тройственного союза Востока» и «евроатлантической Антанты». Введена в медийный обиход игра слов: pacifi cation и pacifi coceaning, что означает любое по средствам умиротворение, прежде всего Китая, и одновременно «тихоокеанизацию» внешней политики Запада по евро-атлантическому лекалу. Здесь же – переименование министерства обороны США в министерство войны (почему не агрессии?).

Подзабытые оставшиеся 20 процентов не видят оснований ни для паники, ни даже для критики чьих-либо подходов. Они считают, что стратегически важнее опереться на «экономическое взаимодополнение» (китайский термин), чем доводить дело до замелькавшего 1914 года. Тем более что в готических столицах о начале третьей мировой говорится с игривой интонацией и конкретно в привязке к 2029 году. И вообще – «экономика должна взять верх над политикой, особенно – военной, чего не понимают в нищающей Европе».

На этом фоне конфликт вокруг Украины отошел на второй план. Частностей много, но конкретика расплывчата и сиюминутна: дроны в воздушном пространстве Польши и перспективы «решающих» поставок Киеву американских ракет ERAM класса «воздух – земля» с дальностью 460 километров.

В первом случае ясности пока мало, но, не забегая вперед, заметим, что в такого рода провокации заинтересована в первую очередь Украина, добивающаяся подтверждения хронической злонамеренности России. Здесь же сухо добавим: для анализа международного инцидента одной стороны не хватит. Кстати, накануне случая с беспилотниками слишком выспренно говорилось о беспомощности 700 тысяч (неужели столько?) объектов Пентагона ежегодной стоимостью в 1 триллион долларов. Да и не много ли эмоций по поводу одновременных российско-белорусских военных учений?

Попутная ракетная тема столь же подвешена: для запуска ракет нужны самолеты, а у Киева подходящих – не более тридцати. Вряд ли Азербайджан тут здорово поможет.

И вообще, непредсказуемость, берущая начало в подвешенности и расплывчатости, опасней любой предсказуемой эскалации. Через неделю что-то прояснится. Понадеемся на мудрость Дракона, Слона и Медведя, о которых с начала «большого китайского сентября» говорится красноречивее, чем об орлах и львах.