Петр Хачатурьян: «Наблюдаем поворот на Восток»

– Петр, чего вы ждете от выставки? Каковы ваши самые амбициозные ожидания?
– Наши главные ожидания – заключенные контракты и подписанные меморандумы о намерениях. Выставка станет площадкой для реальных сделок между российскими производителями и новыми поставщиками из дружественных стран. Это именно та синергия, ради которой мы работаем.
А самый амбициозный план – превращение выставки в ключевую платформу для формирования новой экосистемы российского автопрома. Мы хотим собрать в одном месте не только производителей машин и запчастей, но и IT-разработчиков, инженеров, конструкторов и представителей университетов.
Наша цель – чтобы здесь рождались проекты автомобилей будущего, которые будут не просто собраны в России, но и спроектированы здесь и оснащены российскими «мозгами» и технологиями.
– Чем можно заинтересовать людей, чтобы у них появилось желание посетить выставку?
– Приходите, чтобы увидеть будущее российского автомобиля своими глазами. Это единственная площадка, где вы можете в одном месте пообщаться с инженерами, создающими новые модели, увидеть технологии, которые появятся на конвейере завтра, и понять, как будет развиваться одна из ключевых отраслей нашей страны. Это выставка для тех, кто любит автомобили, для тех, кто в бизнесе, и для тех, кто хочет заглянуть на год вперед. Это главный автомобильный итог текущего года и старт следующего.
– С какими основными проблемами столкнулись российские автопроизводители на сегодняшний день?
– Среди сегодняшних проблем стоит выделить высокую стоимость кредитов, которая существенно сдерживает покупательский спрос, и острую необходимость глубокой переориентации и локализации критически важных узлов: электроники, трансмиссий, систем безопасности.
Также, конечно, на индустрию негативный эффект оказывает кадровый голод. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных инженеров, технологов и программистов, способных работать с новыми, пришедшими на смену иностранным платформами.
Кроме того, до сих пор негативно на индустрию влияет логистическая разбалансировка в процессе поставок компонентов.
– Какая государственная поддержка необходима автоиндустрии?
– Очень поможет снижение ключевой ставки и субсидирование не только спроса, но и производства. Важно сместить акцент с программ утилизации и льготного кредитования на прямую поддержку производителей комплектующих через налоговые каникулы, гранты и компенсацию затрат на запуск новых линий.
Также необходимо продолжать создание и укрепление «технологического суверенитета». Для этого нужно запустить масштабную федеральную программу по разработке и производству отечественной автомобильной электроники – программного обеспечения и систем автоматизированного проектирования.
Надо продолжать поддерживать экспорт. Необходимо усиливать страхование экспортных поставок и содействовать в создании зарубежных сервисных и дилерских сетей.
– Что на сегодняшний день является лучшим магнитом для инвестиций в российскую автоиндустрию?
– Безусловно, главными магнитами остаются большой рынок сбыта с незаполненным спросом и системная поддержка государства. Однако наиболее конкретное и привлекательное направление для инвестиций сегодня – сегмент компонентов и запчастей. Инвесторы видят, что нужно обслуживать существующий парк автомобилей и что новые производители нуждаются в надежных поставщиках. Инвестиции в производство даже одного критически важного компонента, будь то датчики, элементы подвески или чипы, сейчас обладают максимальной отдачей.
– Кто еще может стать потенциальным партнером для российской автоиндустрии сегодня?
– Мы наблюдаем активный поворот на Восток. Ключевые потенциальные партнеры – компании из Китая, Ирана, Белоруссии, Индии и Турции. Да и формат партнерства меняется: теперь это не просто сборка, а создание совместных предприятий, трансфер технологий и их адаптация под требования Евразийского экономического союза. Кроме того, огромный потенциал кроется в партнерстве с отечественными IT-компаниями, предприятиями оборонно-промышленного комплекса и аэрокосмической отрасли, которые обладают уникальными компетенциями.
– Есть ли возможность в ближайшие годы представить российский автомобиль, который станет экспортным хитом?
– Возможность есть. Реализация же потребует времени и правильного позиционирования. Нужно стать конкурентными на международном рынке, работать над соотношением цена – качество.