Яндекс.Метрика
  • Екатерина Калугина

«Навязчивый поиск одобрения»: бизнес-психолог Бережной перечислил признаки тревожности

Явление существует как временное ситуативное состояние и как устойчивая личностная модель поведения
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Тревожность существует как временное ситуативное состояние и как устойчивая личностная модель поведения. Тревожные мысли усиливают телесные симптомы и катастрофизируют восприятие ситуации. Об этом рассказал 360.ru бизнес-психолог, консультант по стратегическому управлению, директор по развитию ООО «Вместе.ПРО» Александр Бережной.

Эксперт отмечает, что тревога – первичная, базовая реакция психики на контакт с чем-то новым и неизведанным. Таким образом, это чувство выступает важнейшей сигнальной системой, первоначальной информацией о столкновении с новым опытом. Здесь важно правильно работать с сигналом, трансформировать его из разрушающего фактора в источник силы для дальнейших действий и адаптации, говорит Бережной.

«Тревожность как модель поведения, которую в быту часто называют тревожной привычкой. Уже не мимолетное состояние, а устойчивый шаблон реагирования на мир, который связан с постоянным воспроизведением определенных действий, инициированных страхом и беспокойством. В повседневности это проявляется в ритуалах: многократной проверке, выключен ли утюг, замкнута ли дверь. Или в навязчивом поиске одобрения. Подобное поведение, хотя и выглядит деструктивным, всегда направлено на удовлетворение некой глубинной потребности, например, «я в безопасности» или «все под контролем», – утверждает бизнес-психолог.

По его словам, стоит заняться проработкой глубинных причин тревожности, а также сформировать новые, более адаптивные модели поведения, которые будут соответствовать личным целям и ценностям.

«Ключ к эффективной работе с проблемой лежит в осознании не только самого явления, но и тех внутренних процессов, которые его питают. Многие люди испытывают слабость перед лицом тревоги, что можно назвать синдромом выученной беспомощности, когда внутренние переживания становятся оправданием для пассивности, а не возможностью для развития», – отмечает Александр Бережной и говорит, что решающую роль в борьбе с тревожностью определяет личный выбор и внутренняя позиция человека. 

Эксперт советует, прежде чем начать работать с тревогой, нужно ее осознать и мысленно назвать, например: «Я тревожусь из-за предстоящего выступления». Затем стоит постараться определить источник этого чувства – возможно, дело в новизне ситуации, неуверенности в себе или прошлом негативном опыте.

«Спросите себя: помогает ли мне эта тревога подготовиться к изменениям или, наоборот, сковывает? Затем переформулируйте ее в ресурсное утверждение: «Моя тревога – это энергия, которая мотивирует меня лучше подготовиться». Так вы превратите ее из проблемы в инструмент роста», – подытожил психолог.

Ранее мы писали, что психолог Дианова объяснила, как отличить тревогу от страха и нужно ли с ней бороться.