Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Рисунки напомнят о детстве: в Петербурге открылась выставка художника-графика Ивана Билибина

Он создал незабываемые сказочные образы, которые знал каждый ребенок. Умер мастер в 1942 году в блокадном Ленинграде, где до последнего дня работал над иллюстрациями к русским былинам (0+)
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

«Он – гений своего времени, первый российский график, полиграфист, иллюстратор», – говорит Анастасия Воронина-Даринцева, директор музея дизайна «Основа», где и открылась новая выставка.

Аргументы самые убедительные – здесь более сотни оригинальных работ Билибина, в том числе «Сказка», самая известная его серия.

ИВАН ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА

Имя Ивана Билибина, возможно, известно не очень широко. Между тем именно он, создав собственный уникальный мир, впервые открыл многим из нас волшебный мир сказок еще до того, как мы научились читать. Поэтому те, кто в детстве видел билибинских Царя Салтана или Жар-птицу, уже не могут представить их иными.

По словам искусствоведов, Билибин воспринимал книгу комплексно, как законченный образ, где иллюстрация и текст связаны в единую экосистему. И под каждую из них он создавал новую шрифтовую гарнитуру и все декоративные элементы – шрифт, буквицы, виньетки и даже узорчатые рамки.

На творчество Билибина оказал влияние художник Виктор Васнецов, но при этом он смог выработать собственный стиль, отличающийся ювелирностью и тонкой графической прорисовкой, которую художник принципиально выполнял кистью. Неслучайно он даже получил прозвище Иван Железная Рука.

«Уникальный и узнаваемый билибинский стиль основан на обращении к традициям народного искусства, неорусскому стилю с его узорчатостью и декоративностью. Художник всегда виртуозно прорисовывал орнаменты, одежду и предметы быта допетровской эпохи», – рассказывает директор музея.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

В РОДНОМ ГОРОДЕ

Судьба Ивана Яковлевича Билибина удивительна.

Коренной петербуржец, он был членом художественного объединения «Мир искусства».

Совершил экспедицию по северным российским губерниям, откуда привез десятки народных костюмов, вышивки, кружева, лубочные картинки. С этой коллекцией он не расставался никогда – ни в Египте, куда попал после революции, ни в Париже. И хотя во Франции его ждал новый успех, он мечтал о России. Вернувшись в 1936 году в Ленинград, Билибин поселился на Гулярной улице (ныне улица Лизы Чайкиной), о чем сейчас свидетельствует мемориальная доска. А в блокаду, несмотря на предложение эвакуироваться, остался в осажденном городе. Умер от голода в 1942 году. И до последнего дня работал над иллюстрациями к былинам. Его фраза «Из осажденных крепостей не бегут, их защищают» стала крылатой.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

РАРИТЕТЫ

Не менее интересна и судьба некоторых работ Билибина, представленных на выставке.

Например, акварель 1902 года хранилась у почетного консула России в Венеции Альберто Сандретти – одного из известнейших на Западе коллекционеров русского искусства.

Рисунки Билибина для «Сказки о царе Салтане» легли в основу одноименного советского мультфильма, известного каждому ребенку в нашей стране.

А гравюра «Руслан и голова» из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» попала в собрание музея из рук внучки министра культуры РСФСР. Вошли в экспозицию и эскизы Билибина к театральным постановкам.

Здесь же можно увидеть раритетную афишу к русскому балету Сергея Дягилева.

«На обороте афиши «Гуляние на празднике Ярилы» 1936 года есть оригинальная надпись, свидетельствующая о том, что эта работа анонсировала третий сезон русских балетов в Королевском театре «Ковент-Гарден» в Лондоне», – поясняет Анастасия Воронина-Даринцева.

Почувствовать себя в роли Ивана Билибина смогут и посетители выставки. Для них студенты Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица создали гигантскую раскраску, на которой каждый желающий сможет расписать любой понравившийся фрагмент.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»