Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Петербурге открылась выставка «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности»

Она посвящена еврейским художникам, жизнь и творчество которых связаны с Петербургом
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Выставка «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности», проходящая в KGallery, впервые собрала в одном пространстве произведения четырех поколений еврейских живописцев, графиков и скульпторов, творивших в Петербурге. Всего представлены произведения 24 авторов, которые работали на протяжении 150 лет.

Концепция памяти

Куратор выставки Валерий Дымшиц признается: собрать вместе столько художников с разными стилями, техниками и видением, было непросто. Поэтому от хронологического принципа решили отказаться. И сформировать экспозицию по тематическим блокам.

«В основе выставки лежат две очень простые мысли. Первая – про еврейское искусство. Под этим я понимаю художественное высказывание на тему еврейской памяти, культуры и искусства», – объяснил куратор.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Второй важный момент, считает он, представить тех художников, кто так или иначе связан с Петербургом.

«Кто-то здесь учился, кто-то какое-то время работал, кто-то провёл большую часть жизни или, может быть, всю жизнь», – уточнил Валерий Дымшиц.

Не все, например, знают, что в 1907–1910 годах в петербургском Обществе поощрения искусств Николай Рериха учился Марк Шагал. И в этот же город после пребывания в Париже он на несколько лет вернулся вновь.

Четыре поколения

Первый этаж стал пространством под названием «Местечко» (буквально «городок»). Здесь представлены работы художников, которые жили где-нибудь на периферии, вдали от соблазнов цивилизации, а перебравшись в Петербург, передавали свое ощущение от большого города.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Первая работа, которая встречает посетителя, – «Еврейская свадьба» Исаака Аскназия. Он стал первым евреем, получившим звание академика живописи. Это самое высокое признание для художника в дореволюционной России. Его картина хранится сейчас в Русском музее, который предоставил ее галерее на время выставки.

Затем мы увидим работы художников, прославившихся в первой половине XX столетия: Исаака Бродского, Марка Шагала, Натана Альтмана, Соломона Юдовина. Наследуют им мастера, которых многие знают по работам 60–80-х годов, – Соломон Гершов, Анатолий Каплан, Давид Гоберман. Группу «Алеф» представят Алек Рапопорт, Евгений Абезгауз, Александр Манусов, Саша Окунь.

За новейший период отвечают Семён Белый, Анатолий Заславский, Арон Зинштейн, Михаил Карасик. На выставке также представлены работы скульптора Льва Сморгона, театрального художника Эмиля Капелюша и Валерия Полуновского, преподавателя Российского государственного института сценических искусств, который и создал концептуальное оформление выставки.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

От земного к небесному

На втором этаже расположены разделы, посвященные религиозным мотивам. Самый просторный зал – «Дом молитвы» посвящен праздникам, обрядности, синагогам. Там представлены работы Соломона Гершова, Леона Нисенбаума, Анатолия Заславского, Татьяны Погорельской.

Последний раздел, хотя и носит название «Райский сад», посвящен традиционным еврейским кладбищам XVIII – начала XIX века.

«Райский сад – это кладбище. Существовала яркая традиция разных надгробий. Эти орнаменты многие художники обыгрывали в своём творчестве», – поделился Валерий Дымшиц.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Он отметил, что, несмотря на разность творческих манер, произведения представленных авторов отражают творческий диалог, перекличку мастеров разных поколений.

«Это позволяет говорить о еврейском искусстве Северной столицы как о целостном явлении», – подчеркнул куратор.

Выставка сопровождается насыщенной лекционной программой. Известные искусствоведы и историки искусства расскажут о творчестве Марка Шагала, Натана Альтмана и других художников.

Выставка «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности» будет работать до 14 сентября.