Харьковский дневник: «За что на Украине судят изюмских почтальонов?»

И вновь мы возвращаемся в город Изюм. Я уже рассказывал, что связи в городе в то время практически не было. И почтальоны распечатывали СМС-сообщения, разносили их по домам, а затем отправляли ответы обратно.
«Спасибо за подвиг»
Многие жители города еще до начала специальной военной операции выехали на заработки за границу, например мать уехала, а ее дети остались дома. Ребенок, а порой трое детей, четверо жили под опекой бабушки, родители потеряли связь с ними и даже не знали, живы ли они. И вот эту титаническую работу – помогать людям поддерживать контакт друг с другом – взяли на себя почтальоны.
«Они, как настоящие Кулибины, изобрели новый способ связи: фотографировали письма, отправляли их не по адресам, а по телефонным номерам – по всему миру. Люди узнавали новости от родных. Для многих это был лучик света, надежда, что близкие живы», – рассказал мне глава Военно-гражданской администрации (ВГА) Изюмского района Харьковской области Анатолий Фомичевский.
Всего поступило и было обработано более 6 тысяч таких писем. Позже стали приходить и посылки в помощь изюмчанам.
«Кроме личных писем, более тысячи были благодарственными. Все это зафиксировано, сохранено для истории. – И Фомичевский привел несколько цитат: «Спасибо вам безмерное за подвиг во имя людей, которым вы помогали!», «Читаю уже в седьмой раз. Слезы от счастья и грусти. Спасибо, что дали почувствовать родного человека».
Но, к сожалению, украинская власть, когда вернулась в город, «отблагодарила» почтальонов по-своему.
«Их арестовали. Начальнику «Почты Изюма» дали 12 лет тюрьмы. Руководителю отделения – 8 лет. Остальные почтальоны получили до 5 лет лишения свободы: кто-то еще находится под следствием, кто-то уже отбывает наказание. Вот такая благодарность за огромную работу на благо людей», – говорил с горечью Фомичевский.
Я считаю, что военных почтальонов, которые несли людям надежду, можно приравнять к военным медикам. Ведь врач, дав клятву, лечит любого, независимо от национальности и стороны конфликта. Так и почтальоны делали мирное, доброе и очень важное дело. А сейчас им вменяют «пропаганду», лишь за то, что они разносили информационную газету, чтобы люди знали, что происходит в мире и на фронте.

Очередь за самиздатом
Кстати, про газету. Был в то время в Изюме и свой самиздат, прямо на линии фронта. Еженедельная газета «Изюмский Телеграфъ» в 2022 году стала единственным источником информации для местных жителей. Ведь в условиях полного отсутствия связи и информационного вакуума нужно было как-то передавать жителям важные сведения: где получить гуманитарную помощь, как попасть к врачу и прочее. Тогда в городе создали «Изюмский Телеграфъ».
Я держал эту газету в руках, когда был в городе. Честно говоря, испытал смешанные чувства, казалось, что прикасаюсь к чуду, и одновременно на хлынули воспоминания. Ну представляете – чистый самиздат, черно-белые листы А4, немного похожие на ксерокопии. Но люди в очередь за ними стояли!
Для печати использовали станок местной коммунистической партии. К слову, компартийный офис украинские военные расстреляли в упор прямо из танка в начале 2022 года. Покидая Изюм, подъехали к пятиэтажному многоквартирному дому на танке и открыли огонь.
«Ненависть – вот что двигало ими. На здании висела табличка «Приемная депутата городских коммунистов». Они знали, куда бьют. Дом в результате удара загорелся. Погибли мирные граждане», – рассказал Анатолий Фомичевский.
«Изюмский Телеграфъ» и распространяли почтальоны, которые потом попали под суд. При этом в обвинительных материалах нет ни слова о том, что они помогали людям поддерживать связь, разносили письма, давали возможность жителям общаться с родными.

Погибли целые семьи
Покидая Изюм, ВСУ вообще совершили много зла. Так, центр города стал первой мишенью украинских обстрелов. Один из самых болезненных эпизодов – разрушенный дом на Первомайской улице: в его подвале лишились жизни более 60 человек.
«Люди оказались погребены заживо – их просто завалило. Еще неделю из-под завалов слышались крики и стоны. Через трубочки пытались передавать пострадавшим воду. Но спасти их не удалось – тяжелой техники в городе не было, вручную разобрать завалы – бетонные блоки и плиты – оказалось невозможно. Позже, при раскопках, достали тела. Это была настоящая трагедия – погибли целые семьи», – с трудом подбирал слова Фомичевский.
Украинские войска оставили после себя развалины и пожары.
«Телевидения у нас не было. Но земляки рассказывали, что они видели за границей по украинским каналам. Им показывали, что над Изюмом летали украинские самолеты. Один якобы упал на городской свалке, другой был подбит. Про летчика рассказывали как про нового Маресьева, мол, он ползком добрался до своих. Все это подавалось как героизм. А потом эти же кадры выдавали за действия русской авиации. На самом деле это были украинские самолеты. Думаю, понятно, что летчики не просто любовались пейзажами и красотами нашего края. Они уничтожали все живое!» – добавил глава ВГА Изюмского района.
«Центр города был разрушен до основания. Блогеры, несмотря на опасность, снимали эти ужасы. Повсюду лежали трупы. Много трупов. Изувеченных, без ног. Город был усыпан телами. Это была работа украинской армии – они наносили удары по своим», – вспоминал Анатолий Фомичевский.

Забрать отказались
И при этом укрофашисты воевали даже с мертвыми: заминировали все шесть городских кладбищ.
«В этом сложном вопросе нам тоже пришлось находить нестандартные решения. Мы просили людей не нести погибших на кладбища, потому что только на одном из кладбищ подорвались трое или четверо человек. Мы советовали хоронить прямо у домов, во дворах, на огородах, на глубину около метра. Тех же, кого находили на улицах, хоронила созданная из добровольцев похоронная команда. С нами всегда был сотрудник судмедэкспертизы. Он вел журнал: указывал порядковый номер найденного тела, описывал его, фиксировал характер ранений. Если погибший был опознан, записывали фамилию. Гробов в городе почти не было, поэтому тела заворачивали в ковры», – рассказал Фомичевский.
Когда в город вошли российские войска, появились транспорт, ресурсы и возможность начать перезахоронения. В качестве основного выбрали кладбище на улице Щорса, российские бойцы его разминировали.
Кстати, когда были найдены около 20 тел украинских военнослужащих, российские военные предложили украинской стороне их забрать. Но те отказались.
«Тогда мы похоронили их по-христиански, в одной общей могиле на кладбище Шекспира. Установили табличку «Здесь похоронены военнослужащие ВСУ». Мы не знали их имен, но уважали их как людей. Есть видео и фото, подтверждающие это», – сказал Анатолий Фомичевский. Человек, который в те дни похоронил в Изюме и свою мать…
В предыдущем материале автор рассказывал о поселке Казачья Лопань и его мирных жителях, которые оказались под обстрелами «своих».