Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Врач-инфекционист Потапова: «Не пытайтесь покормить лису и остерегайтесь ежей»

По дачным участкам разгуливают кабаны, лисы приходят в мегаполисы, по трассам шныряют медведи и лоси, а в Псковской области зафиксирована вспышка бешенства
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Заведующая 2-м отделением Клинической инфекционной больницы им. С. П. Боткина Татьяна Потапова рассказала о том, какие инфекции могут принести наши дикие лесные друзья.

Источники бешенства

 Татьяна Владимировна, какая опасность от диких животных может быть в инфекционном плане?

– Дикие животные являются распространителями зооносных заболеваний – инфекций, общих для человека и животных. Самую серьезную опасность представляют плотоядные животные, это лисы, волки, бобры и даже ежи. Лис действительно много в Ленинградской области и потенциально они могут служить источником бешенства. Хотя за последние три десятилетия в Ленинградской области не было зафиксировано ни одного случая бешенства, но в сопредельных с нами Псковской и Новгородской областях такие случаи были. Поэтому не следует подходить близко к диким животным, пытаться погладить лису, покормить ее чем-то. Если она укусит, человек может заразиться бешенством. Любое плотоядное животное может служить переносчиком бешенства.

– Как происходит профилактика бешенства?

– В случае укуса неизвестным животным в медучреждении в первые три дня после происшествия проводится обкалывание места укуса антирабическим иммуноглобулином, и дальше укушенному предстоит курс антирабической вакцины, но уже не 40 уколов, как делали раньше, а 6 введений вакцины внутримышечно с определенным интервалом.

 Куда обращаться? У нас везде есть антирабическая вакцина?

– Раньше помощь была сосредоточена в антирабических центрах. Сейчас можно обратиться в любое медицинское учреждение, и там вас направят согласно маршрутизации. У нас вакцины есть. Главное – вовремя обратиться. Лично у меня пациентов с бешенством не было, но коллеги рассказывали, что в середине 90-х пациент вернулся в Петербург с Кипра, где его укусила лиса. Ему там ввели иммуноглобулин, но не обкололи место укуса, и он заболел бешенством. И, соответственно, умер, потому что, если вирус успел попасть в центральную нервную систему, то тут уже все. Поэтому чем раньше – тем лучше. Животных от бешенства прививают, диким животным в лесах раскидывают приманку с вакциной. Человеческой профилактической прививки от бешенства не существует, курс антирабической вакцины является одновременно и профилактическим, и лечебным мероприятием.

 А белки, ежи переносят бешенство?

– Наши белки, будем надеяться, все здоровы. Но тем не менее не стоит искушать судьбу и кормить белок с рук. Потому что все-таки это дикое животное. Любой укус дикого животного лечится тяжело, потому что в слюне, содержимом полости рта много микроорганизмов. Кстати, летучие мыши тоже переносят бешенство, а у нас они – не редкость. Я даже сама видела их в Приморском районе недалеко от Парашютной улицы. Было уже темно, а тут – птички какие-то. Сами они не нападают, но если животное бешеное, от него же всего можно ожидать.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

– Если, например, крыса укусила, что делать?

– Как можно скорее обработать место укуса хлоргексидином, например, и отправиться к врачу. Такие случаи бывают, к сожалению. Я помню, как в детстве в районе Удельной мы с мамой откуда-то шли и увидели, как из подвала дома что-то метнулось и вцепилось в икру выходящей из подъезда соседки. С соседкой, правда, потом все было хорошо, но выглядело это ужасно.

– А что скажете насчет ежей?

– Ежи являются плотоядными животными. Байки о том, что ежики едят яблочки и грибочки – это неправда. Ежики грибочки не едят. Они едят мясо, котлетки, кошачий корм у нас таскают. При этом кошечки, когда еж ест их корм, тихо стоят в сторонке – они понимают, что ежи – это опасно. Кроме того, ежик может укусить, уколоть. Вы видели ежиковые зубки? Посмотрите на картинках. Могут, и еще как! Кроме того, они могут на себе переносить клещей.

Опасная экзотика

– Стоит ли пробовать охотничьи трофеи?

– Мясо диких животных может содержать трихинеллы – опасные микроорганизмы, которые размножаются в мышцах, в том числе в сердечной мышце, вызывают лихорадку. Первые симптомы: сильные боли в мышцах, покраснение лица. Если не лечить или плохо лечить, то эти микроорганизмы теряют известь, остаются в мышцах, и это очень нехорошее и сложное в плане лечения заболевание. Все мясо, которое поступает на прилавок магазина или на рынок, подвергается санитарному контролю. Традиционно всегда поставщики мяса предоставляют части в лаборатории для исследования. Если это не известный источник, если мясо не проверено Роспотребнадзором, то я бы не рисковала. Мясо, инфицированное трихинеллами, может быть условно годным только после длительного автоклавирования, то есть в виде консервов. Самое опасное мясо – кабанятина. С ней я вообще не стала бы рисковать даже в виде консервов.

– Были ли в Боткинской больнице такие пациенты?

– У нас в прошлом году лежал такой пациент. Он владелец охотхозяйства в Псковской области и ел кабана, которого сам застрелил. Там была очень яркая клиническая картина с высокой лихорадкой, сильными болями. К счастью, его эпидемиологический анализ помог нам заподозрить такой диагноз сразу же с первых минут, как только мы с ним стали общаться, поэтому лечить начали сразу же. Пациент поправился. У нас работала доктор родом из Адыгеи, и она рассказывала, что, несмотря на все запреты, у них в республике очень много охотников и браконьеров, которые ходят на медведя. Все знают, что медвежатина тоже очень опасная вещь, что от нее заражаются трихинеллезом. Тем не менее люди продолжают это делать, и у них в инфекционном стационаре всегда есть несколько случаев трихинеллеза. К сожалению, это так.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

– А что может быть в диких утках?

– В приготовленном виде мясо утки достаточно безопасно. Но если она плохо приготовлена, то, как и любая птица, она может заразить нас сальмонеллезом. То же самое мы имеем от кур. Самое главное – чтобы мясо было хорошо обработано при достаточном температурном режиме. Описаны большие вспышки сальмонеллеза, когда готовится большая порция какой-то еды, туда вводятся яйца, например. Лет 8-9 назад была вспышка в одной из популярных торговых сетей, когда продукты попались инфицированные, и все, в том числе и повар, заболели сальмонеллезом. К сожалению, да, такое бывает, но это бывает не только у нас, такое бывает во всем мире. Как говорил один профессор из Австрии, инфекционист, сальмонеллез – это месть куриц за то, что мы их едим.

– Опасны ли суши, роллы?

– Очень важно, чтобы такие продукты готовились именно в тот момент, когда вы их собираетесь употреблять. В суши содержится рыба, часто еще всякие соусы, причем на основе майонеза, что тоже являются питательной средой для микроорганизмов. Меня всегда пугают магазины, где на прилавках выставлены суши неизвестно какого дня приготовления. Запеченные роллы, наверное, более безопасны, потому что это дополнительная термообработка. Если я выбираю суши, я никогда не заказываю суши, которые содержат омлет и яйцо. Но это мое личное предпочтение, потому что я понимаю, что это – потенциальная опасность.

«Болезнь рубщиков тростника»

– Какие еще опасные заболевания переносят дикие животные, которых можно у нас встретить?

– Дикие животные могут болеть или являться носителями лептоспироза. Безобидные маленькие мышки являются распространителями геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Кстати, даже обычные собаки являются носителем лептоспироза. Сами они могут не болеть, но могут заражать хозяев. В 90-е годы в Петербурге была эпизоотия лептоспироза собачьего типа, хозяева заражались от своих питомцев. Сейчас собак вакцинируют, а если она является выделителем лептоспира, ей дают профилактическое антибактериальное лечение. Прививка защищает животное от заболевания, но оно может оставаться носителем и человека заражать. Сейчас это все более-менее находится под контролем, ветеринарная служба у нас работает.

Существует еще геморрагический лептоспироз с почечным синдромом, который протекает наиболее тяжело. Его переносчиком являются и крысы, и лошади, и дикие животные: лоси, олени. Заражение происходит от продуктов их жизнедеятельности, точнее – от мочи. Это классическая вещь, геморрагический лептоспироз еще называют болезнью рубщиков тростника. Помните «Поющих в терновнике»? Там как раз муж главной героини, рубщик тростника, заболевает лептоспирозом. Лептоспирозом также можно заразиться во время купания в открытых водоемах, если там поплавали животные.

– У вас были такие пациенты?

– Я во время учебы в институте работала санитаркой в Тоснинской ЦРБ. Там у нас был пациент, который заразился лептоспирозом на покосе. Ему на ногу помочилась крыса. Мне пришлось видеть пациента в 90-е годы, он прилетел из Красноярска. Он был дельтапланеристом, они прыгали с горы, и вот он, видимо, где-то в горах заразился. Скажу честно: он был как герой фильма ужасов: кровоизлияния на коже, да еще с красными глазами. Он очень тяжело болел, но тоже поправился, к счастью. Последний случай лептоспироза был позапрошлой осенью, мужчина заразился в черте Санкт-Петербурга. Он собирал опавшие яблоки, на которые, видимо, помочились крыски или мышки. Слава богу, он поправился. Были и другие случаи.

– С чумой у нас все хорошо?

– В 1994 году произошла вспышка бубонной и легочной чумы в Индии. За людьми, прибывающими из мест, где зарегистрированы особо опасные инфекции (к которым относится и чума), должно быть установлено наблюдение, и они должны быть изолированы на все время инкубационного периода, то есть должны находиться на обсервации (обсервация – это медицинское наблюдение в условиях изоляции за лицами, находившимися в контакте с больными карантинными инфекциями или выезжающими за пределы очага карантинной болезни). В Петербург вернулось торговое судно, которое заходило в порт, где были зарегистрированы случаи чумы. Весь персонал с этого корабля был помещен в больницу Боткина на обсервацию. Чтобы здоровые моряки не убежали, корпус, в котором они находились, охраняла вооруженная милиция. Тогда же ждали поступления двух пациентов, прибывших из Индии с высокой температурой. В таких случаях до выявления всех обстоятельств, считается, что у больного – особо опасная инфекция. Поэтому заходить к ним в бокс надо только в защитных костюмах. К сожалению, в начале 90-х у нас не было современных защитных костюмов и респираторов. Как и в начале прошлого века укладка для особо опасных инфекций, которая всегда была наготове, содержала пижаму, длинный «санитарский» халат, резиновые сапоги, ватно-марлевую повязку и мотоциклетные очки для защиты глаз. Было очень страшно на дежурстве, когда мы ждали поступления больных, подозрительных на чуму. Но в мое дежурство они так и не поступили, да и чумы у них, к счастью, не оказалось.

Думаю, что после пандемии, унесшей миллионы жизней, все поняли, что инфекции могут быть очень коварными и шутить с ними не стоит.