Какие инновационные технологии применяются в дорожном строительстве Петербурга

Санкт-Петербург продолжает масштабную модернизацию дорожной сети, сочетая увеличение темпов строительства с внедрением современных технологий. В 2024 году в городе было введено двенадцать новых магистралей и развязок, отремонтировано сто участков улично-дорожной сети и двадцать пять километров трамвайных путей. Однако для поддержания таких темпов требуются значительные объемы качественных асфальтобетонных смесей, сообщает «Ъ».
Новый завод для решения инфраструктурных задач
По данным городского Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), введенные в эксплуатацию дороги и развязки позволили снизить нагрузку на основные городские магистрали, а также создать новые точки выхода на федеральные трассы.
«Дорожное строительство в Петербурге продолжается интенсивными темпами, – заявил председатель комитета Максим Молчанов. – В ближайшей перспективе мы сосредоточимся как на модернизации существующей дорожной сети, так и на создании принципиально новых инфраструктурных объектов».
Программа развития транспортной инфраструктуры включает комплекс масштабных проектов: от реконструкции действующих магистралей до строительства таких объектов, как ШМСД, второе кольцо КАД, ВСМ Москва – Петербург, Большой Смоленский мост и трамвайная линия «Славянка». В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры подчеркивают: без современных производственных мощностей выполнение этих задач невозможно.
«Создание новых предприятий – это не просто инвестиции в отрасль, но и гарантия своевременного выполнения госпрограмм», – отмечают там.
Для реализации масштабных планов планируется создание нового производственного комплекса в промышленной зоне «Белоостров». Предприятие, которое планируется ввести в эксплуатацию до конца 2027 года, получило статус стратегического. Оно будет оснащено многоуровневой системой экологического контроля, включая современные фильтры для очистки выбросов и шумозащитные барьеры.
В компании, которая будет строить завод, также отмечают, что параллельно с возведением завода будут модернизированы коммунальные сети Белоострова и построены новые подъездные дороги. Новые мощности позволят закрыть растущую потребность в качественных смесях на фоне масштабного дорожного строительства.
Технологии, меняющие стандарты
Параллельно с увеличением объема дорожных работ, Петербург активно внедряет инновационные методы проектирования асфальтобетонных смесей. Как отмечают в КРТИ, такие смеси адаптированы к местным климатическим условиям и транспортным нагрузкам.
Нововведения позволяют увеличить срок службы дорожного полотна и сократить частоту ремонтов, снижая тем самым экологическую нагрузку.
Минимизировать экологические риски помогают, к примеру, теплые и холодные смеси. Помимо этого, они снижают дискомфорт для жителей при проведении дорожных работ.
«Жалобы на запах асфальта, особенно в летний период, не редкость, – поясняет Андрей Демин, начальник управления контроля качества и внедрения инноваций Дирекции транспортного строительства. – Для решения этой проблемы мы тестировали два варианта: смеси с пищевыми ароматизаторами и теплые асфальтобетонные составы. Первые обладают более приятным запахом, вторые производятся при температурах на 20°C ниже обычных, что также минимизирует неприятные запахи. Технология теплого асфальта, кстати, уже доказала свою эффективность: опытный участок, уложенный более пяти лет назад при –10 °C, до сих пор не требует ремонта».
Преимущество холодных смесей заключается в возможности проводить ремонт за двадцать-тридцать минут без долгих перекрытий и тяжелой техники. Это возможно благодаря разработанной специалистами компании водоотверждаемой ремонтной смеси (ВОРС).
«Суть технологии в том, что материал для дорожного ремонта набирает прочность под воздействием воды, благодаря содержащимся полимерным и структурирующим добавкам, – объясняет главный технолог компании Сергей Шибалов. – Это решение всесезонное: работы можно вести даже при –15 °C. При этом смесь полностью экологична, так как не содержит органических растворителей».
Технология, к слову, уже прошла апробацию на 16 участках в Санкт-Петербурге и других регионах России, подтвердив свою эффективность.
Новшеством для всей страны является также использование цветного асфальта. Такое покрытие производится по технологии, запатентованной петербургскими дорожниками. Ключевой компонент – прозрачное полимерное вяжущее B2сolor, разработанное научно-исследовательским центром компании. Этот материал полностью заменяет традиционный битум, сохраняя все его эксплуатационные свойства.
Сегодня в городе уже более 50 дорожных объектов с таким покрытием. Среди них два знаковых проекта, вошедших в федеральный реестр лучших практик Минстроя 2024 года – благоустройство набережной Большой Невки и скейт-парка под путепроводом на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта.
Оба объекта выполнены с использованием запатентованной технологии производства цветного асфальта на заводе компании.
«Наша технология позволяет создавать покрытия любых цветов, – поясняет Наталья Майданова, заместитель директора по качеству, руководитель НИЦ компании. – Такие покрытия обладают высоким коэффициентом сцепления колес с дорогой, что снижает риск возникновения аварийных ситуаций, особенно на поворотах и мокрой дороге. Цветной асфальтобетон соответствует ГОСТу, при этом материал относится к числу «зеленых», так как может быть переработан для вторичного использования и не содержит эпоксидных смол».
Петербург – город мостов. Неудивительно, что актуальная для всей России проблема – недостаточная долговечность мостовых конструкций – успешно преодолевается именно с помощью петербургских технологий.
В Петербурге применяется инновационная система покрытия с защитным гидроизоляционным слоем из литого асфальтобетона.
«Литой асфальт дополнительно «запечатывает» гидроизоляцию с гарантией от протечек до 20 лет и более, – поясняет Сергей Шибалов. – Эта технология значительно продлевает срок службы мостовых покрытий. Кроме того, материал успешно применяется на оживленных магистралях, в историческом центре, на трамвайных путях и в паркингах с высокой влажностью».
Компания с успехом применяет технологии устройства покрытий проезжей части инженерных сооружений и зданий из литой асфальтобетонной смеси с 2000 года. Сегодня компания является одним из ключевых экспертов дорожной отрасли по производству и применению этого материала.
Опыт Северной столицы показывает, как инновационные дорожные технологии могут сочетать практичность, безопасность и эстетику, задавая новые стандарты для всей страны.