Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как в Петербург вернулся малиновый звон: Йозеф Хаазен рассказал, почему занялся возрождением карильона в городе

Сегодня всемирно известный бельгийский музыкант примет участие в фестивале «Музыка над городом». Он рассказал, зачем стал гражданином России и за что получил орден Дружбы
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

По вечерам над Соборной площадью Петропавловской крепости разносятся звуки карильона. В Петербурге уже в 23-й раз проходит фестиваль «Музыка над городом».

Его инициатор – почетный директор Королевской школы карильона имени Жефа Денейна города Мехелена (Бельгия), профессор факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, музыкант-виртуоз и композитор Йозеф Виллем Хаазен. Но это официально. Обычно он предпочитает, чтобы его называли просто по имени. Но не возражает и против Йозефа Виллема – так обращаются к нему наши студенты.

ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИЮ

Своим ученикам и зрителям он обязательно рассказывает, что карильон – это национальный инструмент Бельгии, который есть там практически в каждом городе. Он был придуман еще в XVI веке, а центром карильонного искусства считается город Мехелен.

«Многие думают, что выражение «малиновый звон» связано с малиной. Нет, речь совсем не о ягоде, а о городе Мехелен. По-французски он называется Малин. Там в Средневековье разработали особый сплав для литья колоколов, чей красивый, мелодично переливающийся звон стали называть малиновым», – дает историческую справку музыкант.

В Россию карильон привез, конечно же, Петр I. Он слышал его в Голландии и в Бельгии. И эта музыка так заворожила императора, что он решил установить такой инструмент и в Петербурге.

Прерванную в XIX веке традицию возрождает Йозеф Хаазен. Ему удалось найти 355 спонсоров, начиная с бельгийского королевского двора и заканчивая небольшими поселками или школами в разных странах мира, и в 2001 году на колокольне Петропавловского собора был установлен карильон. Музыкант уверен, что это был блестящий проект, в основе которого – дружба.

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ

С тех пор кто только не играл на карильоне! Но еще больше тех, кто слушал и восхищался его звучанием и мастерством Хаазена. Его искусство привело в восторг даже прославленного Мстислава Ростроповича, с которым Йозеф встречался несколько раз. Впервые это произошло в Мехелене.

«Я играл музыку русских композиторов, – вспоминает музыкант. – Мстислав, который пришел на мой концерт, никогда прежде не слышал карильона и был в восторге. Он обнял, приподнял меня, как свою виолончель, и все время повторял «браво!». Он хотел подняться наверх, но, так как вечером должен был давать концерт, его супруга Галина Вишневская не разрешила это сделать. Тогда он достал два билета и сказал: «Вы сейчас играли для меня, а вечером я буду играть для вас». После концерта, на который Йозеф, конечно, пришел, он хотел поблагодарить Ростроповича, но тот был окружен поклонниками, раздавал автографы. Однако разглядел Йозефа в толпе, поднял руки и закричал: «Вот он, наш карильонист из Мехелена!»

Потом Ростропович слушал его игру еще не раз. И в Бельгии, и здесь, в Петербурге.

«Это были незабываемые встречи», – говорит Хаазен.

БОЛЬШАЯ НАГРАДА

А самая судьбоносная встреча в жизни Йозефа случилась в Брюсселе. В 2005 году там проходил фестиваль искусств «Европалия – Россия 2005», на который приехал президент России Владимир Путин. Именно там он вручил Хаазену орден Дружбы – за большой вклад в развитие и укрепление российско-бельгийских культурных связей.

«Но самое главное, что я удостоился большой чести встретиться и даже говорить с президентом. Это был короткий, но очень интересный и содержательный разговор. Я долго находился под большим впечатлением от этой встречи», – признается Хаазен.

Это событие и упорство Йозефа в продвижении карильонного искусства привели к тому, что он установил еще один карильон, на этот раз в Петергофе.

«Первый колокол этого карильона – подарок Владимира Путина, второй – от министра культуры Бельгии. Кроме того, было много крупных спонсоров, особенно из России», – рассказывает музыкант.

И сокрушается, что этот карильон не звучит уже несколько лет.

«Мне говорят, что крыша в плохом состоянии. Найти причину можно всегда. Уши бы им надрать», – сетует неплохо освоивший русский язык Йозеф. И не теряет надежды, что этот красивый инструмент зазвучит снова.

Третий на счету карильон Йозефа тоже, как и первые два, прибыл из Голландии и был установлен в Белгородской области. Его уникальность в том, что он мобильный, может работать как в ручном, так и в механическом режиме. Сейчас там, по словам бельгийца, хозяйничает блестящий музыкант Тимур Халиуллин, который много путешествует с этим карильоном по России.

Четвертый карильон – самый большой, весом 220 тонн, не так давно появился в Москве.

А пятый вновь будет в Петербурге, точнее, в Санкт-Петербургском государственном университете. Сейчас один его колокольчик стоит на кафедре, второй – в Петропавловке. Его подарил бургомистр Антверпена, города-побратима Петербурга.

«Помню, как два года назад там были серьезные дискуссии по поводу дружбы с Россией, которую они хотели прервать. Но я высказался против, бургомистр, а потом и все остальные меня поддержали. Так что хорошие отношения между нашими городами сохраняются, и мы остаемся друзьями, несмотря ни на что», – заявляет Хаазен.

Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

АРТИСТИЧЕСКОЕ КАРАТЕ

Карильон – инструмент особый. Играть на нем сможет не каждый. Спрашиваю у Йозефа, какими качествами должен обладать музыкант.

«Карильонисту надо иметь хороший слух, знать сольфеджио, гармонию, теорию музыки, уметь играть на фортепиано и, конечно, изучить карильон», – перечисляет он.

Но это еще не все.

«Для нас важна не только техника, потому что это физически тяжелый инструмент. Мы играем кулаками и ногами, недаром японцы называют наше занятие «артистическое карате», – говорит Йозеф.

И, предвидя мой следующий вопрос, добавляет, что сегодня среди играющих на карильоне женщин даже больше, чем мужчин. Хотя раньше было иначе. Представительницам слабого пола было запрещено не то что играть, а даже подниматься наверх к инструменту. Они добились равноправия только после Второй мировой войны.

«Иногда я говорю своим студентам: «Вы думаете, что изучаете игру на карильоне? Нет, это карильон учит вас, преподает, развивает моторную систему, слух, вкус и волю», – подчеркивает Йозеф Хаазен.

Музыкант уверен: на карильоне можно исполнять все – от церковной и классической музыки до фольклора и даже джаза, конечно, адаптированного для этого инструмента. Он и сам пишет музыку, но композитором называть себя отказывается.

«Композиторы – это Римский-Корсаков, Чайковский, Моцарт. А я просто пишу музыку для карильона, аранжирую известные мелодии», – уточняет он.

ТАЙНА КОЛОКОЛА

В свои 80 лет этот человек с внешностью доброго волшебника преодолевает почти 200 ступенек, ведущих вверх к карильону, чтобы порепетировать или дать концерт. Благо живет он теперь на Васильевском острове и добираться что до Петропавловки, что до университета ему недолго. Это раньше он жил на две страны, время от времени приезжая из Бельгии в Петербург. Но однажды все изменилось.

«Я постоянно ездил туда-сюда. Мне разрешали, потому что я много делал для обеих стран. В 2005-м я стал гражданином России. И сейчас больше времени провожу здесь. В Бельгию приезжаю проведать знакомых или решить какие-то административные и бытовые вопросы», – рассказывает он.

Языковой порог Йозеф преодолел уже давно. Сейчас он изучает китайский, это будет уже восьмой иностранный язык, который он освоит. Говорит, очень нужно. Тем более что несколько его новых карильонных проектов связаны с Китаем.

Йозеф Хаазен объездил весь мир, и нет, пожалуй, такой страны, где бы он не выступал. Однако считает, что Петербург на этом фоне не затерялся.

«Я настоящий антверпенец, моя мама, бабушка и прабабушка родились там. Но Петербург – особый город. Здесь роскошная культурная жизнь, прекрасная архитектура, уникальные музеи, в которых каждый экскурсовод – почти ученый», – восхищается он.

У Йозефа в Петербурге много любимых мест. Но больше всего он любит Петропавловскую крепость. Говорит, что в ней – особый дух и любимый карильон, которому он, музыкант и философ, даже посвятил одну из своих книг. Она так и называется – «Тайна колокола».

Сегодня Йозеф Хаазен вновь поднимется на колокольню, чтобы сыграть концерт. И те, кто в этот день будет в Петропавловке, смогут услышать знаменитый и завораживающий малиновый звон.

Карильон Петропавловского собора состоит из 51 колокола, его общий вес более 15 тонн.