Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Олег Харченко: «Петербург – это несколько городов в одном»

Архитектор, председатель Объединения архитектурных мастерских рассказал в интервью «Петербургскому дневнику» о работе организации и традициях архитектуры Северной столицы
Фото: из архива Олега Харченко

– Олег Андреевич, как появилось Объединение архитектурных мастерских?

– В конце 90-х годов, когда возникла идея, я занимал пост главного архитектора Санкт-Петербурга. Ко мне пришли несколько руководителей частных архитектурных мастерских обсудить возможность создания объединения и узнать мое мнение на этот счет. В дальнейшем руководители ведущих мастерских проделали большую работу и разработали Устав организации, а 17 апреля 2000 года объединение было официально зарегистрировано в Минюсте.

Здесь очень важен контекст. В СССР существовали творческие союзы – писателей, журналистов, композиторов, архитекторов. Это были объединения, членами которых были физические лица, формально они работали на добровольных началах, но под партийным управлением. Вступление в Ленинградский Союз архитекторов тогда считалось престижным, признанием профессионального уровня. Союз существовал на взносы и государственные дотации. Однако с началом 90-х годов, с приходом перестройки, его роль и влияние значительно ослабели.

Главное же изменение – сама структура профессии. Раньше почти все архитекторы работали в государственных проектных институтах. В 90-е законодательство претерпело изменения, благодаря которым стали создавать частные архитектурные мастерские – юридические лица. У них появлялись общие практические интересы, например вопросы законодательства в области градостроительства и архитектуры, взаимодействие с заказчиками, нормотворчество, отношения с властями. Чтобы вместе эффективно решать насущные задачи, а не поодиночке, и родилась идея создания объединения именно юридических лиц – самих мастерских. В этом и заключается принципиальная разница между нашей организацией и Санкт-Петербургским Союзом архитекторов. Союз – объединение физических лиц (архитекторов), а наше объединение – сообщество юридических лиц (мастерских). Наши организации решают схожие ежедневные проблемы и задачи, что привело к идее товарищества для обсуждения и поиска решений.

– В объединение входят не все мастерские Петербурга, верно? Каковы критерии членства?

– Сегодня в нашей организации насчитывается всего 23 архитектурных мастерских. Это действительно сильные, профессиональные, творческие коллективы. Мы готовы рассмотреть заявки на вступление от всех желающих. Ключевое условие – желание. У нас нет формальных ограничений или «измерительных приборов» таланта архитектора. Если коллеги готовы регулярно участвовать в заседаниях и быть частью сообщества для обмена мнениями, обсуждения актуальных тенденций – мы открыты. Процедура вступления выглядит следующим образом: подача заявления, презентация мастерской перед действующими членами и коллективное голосование. Решение по последующему вступлению принимается коллегиально. Творческая унификация – это не про нас. У нас нет догмы вроде «мы принимаем бюро, которые строят только квадратное» или «только круглое». Все архитекторы разные, у каждого свой стиль, понимание формы и среды. Да, соревновательный дух между коллегами всегда присутствует, но главное – мы все умеем самоорганизовываться для общих проектов и дел.

– Какие совместные проекты или инициативы реализует объединение? Помогает ли это развитию городской среды?

– Прямого обсуждения проектов друг друга или выдвижения совместных градостроительных инициатив в рамках работы нашего объединения нет. Эту функцию берет на себя Санкт-Петербургский Союз архитекторов, членами которого мы все являемся и активно участвуем в мероприятиях Союза, в делах правления, в конференциях, взаимодействуем с властью.

Основная совместная деятельность Объединения архитектурных мастерских – это организационная и просветительская работа. Во-первых, мы издаем Архитектурные ежегодники. Так, например, в июне этого года состоялась презентация XXIII выпуска издания «Архитектурный Ежегодник. Санкт-Петербург». Вестник подготовлен редакционной коллегией Объединения архитектурных мастерских и посвящен самым интересным работам петербургских мастеров в 2024-2025 годах. Члены нашего объединения имеют приоритетное право разместить в нем свои работы. При этом ежегодник открыт для всех архитекторов города – всегда можно приобрести место в нем.

Во-вторых, мы предоставляем площадку для производителей строительных материалов (стекло, металл, камень и тому подобное). Для архитекторов и компаний – это удобный канал для обмена информацией и дальнейшего сотрудничества. Вместе с тем наши партнеры оказывают нам финансовую поддержку, помогая в издании ежегодников и организации Архитектурной биеннале, которую мы проводим раз в два года.

В-третьих, мы ведем просветительскую работу: не так давно завершили цикл из 23 лекций по архитектуре для студентов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Все члены объединения участвовали бесплатно, рассказывая о своей работе и взглядах на профессию.

– Вы были первым главным архитектором Петербурга в постсоветское время. В каком виде вы «получили» город после распада СССР?

– Петербург был и остается прекрасным городом. Но важно понимать, что это не монолит. Это несколько «городов» в одном с разной средой. Исторический центр – один «город», район промышленного пояса, получающий импульс к преобразованию, – второй, гигантские территории новостроек, жилых районов, – третий и так далее. Я, как архитектор, сформировался в эпоху плановой экономики, с верой в регулирующую роль городской администрации в развитии города. С этим я пришел на работу в Комитет по градостроительству и архитектуре в конце 1980-х. Но перестройка и последовавший экономический кризис привели к краху системы государственного заказа на строительство и проектирование. Государство перестало быть основным заказчиком этих работ. Появились частные и иностранные инвестиции. Стали бурно развиваться новые отрасли, что потребовало нового законодательства о земле – право приобретения, земельный кадастр, регистрация сделок и так далее.

Параллельно с работой над совершенствованием законодательства и градостроительных документов, государство постепенно вернуло себе контроль над развитием города, который существует и сейчас.

– Какие традиции петербургской архитектуры удалось в то время заложить? И продолжают ли они сегодня воплощаться в жизнь?

– Отчасти перенос в свое время столицы из Петербурга в Москву позволил сохранить исторический облик нашего города, в том числе такие традиции, как ансамблевость, симметрия, плановое развитие с прямыми проспектами, четкими границами площадей. Все это традиции архитектурной школы, заложенной в том числе в советское время.

Современная архитектура более индивидуальна и разнообразна. Наряду с массовой застройкой, которая иногда повторяет советские подходы, есть высокие достижения как в жилищном строительстве, так и в общественных зданиях. В Петербурге по-прежнему есть талантливые архитекторы и сильная школа.