Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Пять лучших книг о Петербурге: День города – отличный повод вспомнить о краеведческой литературе

Свой список лучших книг о Петербурге составил заведующий Центром петербурговедения Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Александр Лобов
Фото: предоставлено Библиотекой имени Маяковского

НИКОЛАЙ АНЦИФЕРОВ. «ДУША ПЕТЕРБУРГА» (12+)

Есть исторические книги, в которых не просто излагается последовательность событий. Они вдохновляют людей.

«В начале XX века появились исследователи, которые совершенно по-другому стали изучать родной город: по-новому подавали материал, ввели понятие и практику массовых экскурсий, – рассказывает Александр Лобов. – К таким людям относится основатель современного петербурговедения Николай Анциферов. У него много разных книг. Но, как правило, среди них особенно выделяют одну – «Душа Петербурга». Эта книга, с одной стороны, – художественное произведение, а с другой – историческое, ставшее классикой петербурговедения. Ее можно назвать настоящим евангелием для краеведов, вдохновляющим на изучение города через его архитектуру и литературное наследие».

Специалист назвал и еще одно, более раннее «священное писание» петербурговедения: таковым считается книга первого историка нашего города Андрея Богданова. Ученый жил еще при Петре I и стал автором сочинения «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга с 1703 по 1751 год». Это самый первый в России труд по истории Петербурга.

Фото: предоставлено Библиотекой имени Маяковского

ЕВГЕНИЙ АНИСИМОВ. «ПЕТЕРБУРГ ВРЕМЕН ПЕТРА ВЕЛИКОГО» (16+)

К этой книге Александр Лобов рекомендует обратиться тем читателям, кто только начинает знакомство с городом.

«Автор проливает свет на темные моменты истории, показывая, в какую цену обошлось нам «окно в Европу». Он рассказывает о людях, благодаря таланту которых был воздвигнут и сумел выжить молодой град, вопреки грозному соседству и капризам природы. Путешествуя вместе с автором по Петербургу, вы узнаете, какими были первые дома и набережные, познакомитесь с жителями и строителями Петербурга, их непростыми судьбами и бытом», – отмечает сотрудник Библиотеки имени В. В. Маяковского.

Фото: предоставлено Библиотекой имени Маяковского

СЕРГЕЙ ЛУППОВ. «ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА» (16+)

По мнению Александра Лобова, это одна из лучших книг для погружения в историю нашего города, в том числе если читатель – новичок в теме. Ее автор – ученый, сотрудник Российской академии наук.

«Первая четверть XVIII века – это период правления Петра Великого. В этой книге нет информации о том, что происходило на территории города при шведах и новгородцах. Она затрагивает именно петровское время, – подчеркивает специалист. – Академический, но очень увлекательно написанный труд о зарождении города. Думаю, что это хорошая книга для начального знакомства с историей Петербурга, сочетающая научную точность с доступным языком».

Фото: предоставлено Библиотекой имени Маяковского

КОНСТАНТИН МАЛИНОВСКИЙ. «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ XVIII ВЕКА» (12+)

Еще одну книгу по истории Петербурга XVIII века написал крупнейший историк нашего города. Эта монография посвящена истории строительства и культуры города того времени. Работая над книгой, автор изучил огромное количество архивных документов и печатных источников.

«Малиновский воссоздает реальную целостную картину формирования города, обращая внимание на ошибочность сложившихся в научной литературе стереотипов по многим вопросам, касающимся строительства города», – поясняет Александр Лобов.

Фото: предоставлено Библиотекой имени Маяковского

ОЛЬГА АГЕЕВА. «ВЕЛИЧАЙШИЙ И СЛАВНЕЙШИЙ БОЛЕЕ ВСЕХ ГРАДОВ В СВЕТЕ...» – ГРАД СВЯТОГО ПЕТРА» (12+)

Это социокультурное исследование: автор книги изучает, как воспринимало Петербург русское общество начала XVIII века.

«В центре внимания Ольги Агеевой – раскол в общественном сознании, который сформировался относительно оценки города», – говорит Александр Лобов.

В книге рассматриваются государственные традиции Московии, существовавшие во время создания Петербурга, а также оппозиционные настроения петербуржцев.