В Музее политической истории открылась выставка «Знаменательный момент»

Иногда Питеру Нойману ставят в вину дружбу с Россией, но он отвечает, что культурные связи надо укреплять при любых режимах. Об этом рассказал на открытии выставки партнер продюсера Людвиг Климов.
Больше тысячи слов
Жанр военной фотографии захватил Ноймана, когда он впервые увидел знаменитый снимок Евгения Халдея, сделанный на крыше Рейхстага. «Я был очарован стилем классической военной фотографии, созданной свидетелем победы над нацизмом, – написал Нойман. – Драматическая композиция отражает главное: страшная война и жертвы во имя Победы никогда не должны быть забыты».
Войны на планете не закончились, а вот технологии изображения шагнули далеко вперед. Сегодня поговорка «Картинка стоит тысячи слов» заменяется фразой «Картинка лжет больше, чем тысяча слов», считает Нойман. Он опасается, что фейки скомпрометируют честный жанр фоторепортажа, поэтому одна из целей выставки – привлечение внимания общественности к профессионалам аналоговой, а не цифровой журналистики.

«Выставка получается камерная: пять фотографий времен войны и одна, сделанная в 1994 году, на ней Евгений Халдей запечатлен перед Рейхстагом со своей знаменитой фотографией в руках», – пояснил Людвиг Климов.
Помимо того рейхстаговского снимка Халдея, тут есть знаменитая фотография Джо Розенталя – он запечатлел, как американский флаг водружают над Иводзимой (тоже в 1945 году). Так эти две фотографии и висят друг напротив друга, иллюстрируя победы на Западе и Востоке.

Яша и самолеты
Еще одна известная фотография Халдея – мурманский олень Яша. Фотограф снял его в нескольких ракурсах, потом наложил на кадр изображения летящих истребителей. Получилось трогательное антивоенное фото, напоминающее о героической обороне Мурманска, северных железнодорожных путей, никелевых рудников. А про Яшу известно, что он, выйдя из леса к бойцам Советской армии, прожил с ними три года. Только когда армия пошла в наступление, Яшу решили отвезти в тундру. Олень очень не хотел расставаться, бежал за грузовиком.
«Сейчас в фондах музея четверть всех экспонатов – более 100 тысяч из 450 тысяч – это фотографии, – рассказала заместитель генерального директора Музея политической истории России Анна Горская. – Вообще, музейные работники не любят показывать оригиналы фото: они быстро выцветают. Но эта выставка проработает как минимум до осени».