Айк Тигранян: «Петербург можно назвать воплощением мечты»

Оперный певец из Армении исполнил басовую партию Дона Профондо оперы «Путешествие в Реймс». Впечатлениями от выступления он поделился с «Петербургским дневником».
– Айк, как вы оказались в Петербурге?
– Для меня огромная честь находиться в Петербурге – городе, который можно назвать воплощением мечты, местом, где каждый уголок дышит искусством, архитектурой и высокой культурой. Любой певец был бы счастлив выступать здесь.
В Северной столице я, конечно, не впервые. В 2011 году мне довелось выступать с армянским артистическим составом в концертной программе «Белые ночи Санкт-Петербурга». Новое приглашение в Петербург стало инициативой Большого театра: в 2023 году дебютировал на московской сцене, исполнив партию Дона Профондо в той же опере «Путешествие в Реймс».
– Поделитесь впечатлениями от новой интерпретации этого представления.
– Да, у меня уже был опыт участия в другой постановке этой оперы в Армении в 2019 году. Тогда Мкртич Бабаджанян был и режиссером, и дирижером, и действие происходило в гостинице, как и в классическом варианте. Я также исполнял партию Дона Профондо и до сих пор помню, как мы находились на сцене с чемоданами, готовясь к отъезду на коронацию.
Постановка Большого театра на новой сцене Мариинского, созданная режиссером Дамиано Микьелетто, произвела на меня большое впечатление. Это совершенно новая среда, которая задает особую стилистическую строгость и требовательность к исполнительской манере. Мы работали под руководством Александра Бильданова: он профессионально выстраивал процесс и при этом давал артистам необходимую свободу на сцене, что я очень высоко ценю.
Недавнее выступление в Петербурге стало для меня историческим событием, ведь я пел на той самой сцене, где в свое время блистали легендарные басы – Федор Шаляпин, Дмитрий Хворостовский, Николай Гяуров, Энцио Пинца, а также мой великий педагог Гегам Григорян.
С уверенностью могу сказать, что эта версия от Большого театра – одна из лучших интерпретаций оперы «Путешествие в Реймс» на мировом уровне. А если к этому добавить высочайший профессионализм дирижера Алексея Верещагина, его тонкое чувство ритма, грамотный подход к музыкальному материалу, безупречное звучание оркестра и ансамблевый блеск артистического состава, то перед нами действительно одна из величайших оперных постановок современности. Я просто горжусь тем, что мне выпал шанс стать частью этого современного оперного шедевра.

– Опера исполняется на итальянском. Вы знаете этот язык?
– Пока я не говорю свободно на итальянском, но владею английским и русским. В нашей профессии важно хорошо разбираться в разных языках, ведь работа тесно связана с итальянским, немецким, французским и многими другими. Мы постоянно переводим, пишем, учим наизусть и поем произведения на разных языках, а музыка сама по себе становится способом их освоения. Каждый язык – это пласт культуры со своей глубиной и нюансами. Безусловно, жизнь оперного артиста – это увлекательный путь!
– Есть ли в постановке самый любимый момент? И кто из героев больше всего нравится лично вам?
– Помимо моего персонажа, очень нравится сцена в первом акте с картиной, когда она раскрывается, и из нее выходят герои. Это невероятно оригинально придумано и создает ощущение кульминации оперы. В этот момент сцена словно оживает, и зрители погружаются в атмосферу волшебства.
– Изменился ли из-за гастролей уклад вашей жизни? Или уже привыкли?
– Жизнь оперных певцов в этом смысле очень интересна и полна испытаний, ведь мы всегда должны быть готовы к изменениям в привычном укладе жизни. Должен признаться, что мне очень нравится путешествовать. Когда я оказываюсь в новой творческой среде за пределами Армении, у меня появляется больше времени для глубокого погружения в партию и подготовки к постановке. Работа с дирижерами, режиссерами, талантливыми коллегами каждый раз расширяет мой кругозор, обогащает профессионально и личностно. В конце концов, путешествия – это неотъемлемая часть человеческой жизни, способ познания мира. А если путешествия сочетаются с любимым делом, то это вдвойне приятно. Я люблю открывать для себя новые города, бывать в разных культурных средах, знакомиться с интересными людьми. В Петербурге я не только обрел новых замечательных друзей, но и встретился со старыми, что сделало это пребывание еще более значимым для меня.
– А погулять по Петербургу успели? Есть ли любимые места?
– Во время подготовки к выступлениям времени на прогулки по городу немного, но после спектаклей я стараюсь насладиться атмосферой. Особенно люблю гулять по улицам рядом с Мариинским театром, восхищаться архитектурой и вникать в детали. Петербург удивителен своей исторической застройкой, величественными фасадами и уникальной атмосферой.

– Расскажите о вашей карьере в Армении.
– Около 20 лет являюсь солистом Национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиарова в Армении. За эти годы мне довелось спеть множество ведущих оперных партий басового репертуара на сцене армянского театра, а также на многих оперных сценах мира.
В оперном наследии Верди мне посчастливилось воплотить такие партии, как Аттила в «Аттиле», Лодовико в «Отелло», Рамфис и Царь Египта в «Аиде», Феррандо в «Трубадуре». Среди других значимых ролей – Цунига в «Кармен» Ж. Бизе, Ризничий в «Тоске» Дж. Пуччини, Оровезо в «Норме» В. Беллини и другие. Если говорить о последних событиях, принял участие в нескольких премьерах в Ереване, среди которых – партии Коллина в «Богеме» Джакомо Пуччини, Тимура в «Турандот», Бонзо в «Мадам Баттерфляй». Буквально накануне приглашения в Петербург мне выпала честь исполнить партию Лодовико в «Отелло» Джузеппе Верди, после чего отправился в Москву на репетиции Большого театра оперы «Путешествие в Реймс» Россини.
С большим удовольствием исполняю и русские оперы, которые занимают важное место в репертуаре Армянского театра оперы и балета. Одной из моих любимых партий является Старый цыган в «Алеко» С. Рахманинова.
– А вы помните, как решили стать оперным певцом? Почему связали свою жизнь именно с этим видом искусства?
– Думаю, это гены. В детстве я не мечтал о карьере, но любил петь. Окончил музыкальную школу, после – консерваторию с инструментом гобои, играл в духовом оркестре, а затем понял, что очень нравится петь, да и все говорили, что у меня хорошо получается. Моя мама тоже певица – выступает в Ереванском оперном хоре, а отец один из лучших гобоистов в Армении.
– Есть ли уже планы о дальнейших гастролях?
– Вернувшись в Армению, я готовлюсь к участию сразу в двух постановках: в опере Лориса Чкнаворяна «Ростам и Зохраб», где исполню партию Самангана, а также в итальянской опере Гаэтано Доницетти «Любовный напиток», где мне предстоит спеть партию Дулкамары. У меня также есть приглашение из Италии, но пока не хочу раскрывать всех деталей. Надеюсь, вскоре смогу поделиться с вами новыми впечатлениями от предстоящих концертов!