
Кресло под шашечками: как сделать такси удобным для перевозки детей

Сразу несколько законопроектов появились в эту зиму в индустрии таксомоторных перевозок, и все они касаются детских кресел. Проектам предшествовали конфликты между водителем и клиентом, который, например, заплатил за обычное такси, но собирается везти в нем маленького ребенка, что грозит водителю нешуточным штрафом. Бывали случаи, когда мамы вызывали детское такси, но в нем оказывалось только одно детское кресло, а требовалось два.
Но самое печальное: такси все чаще становится недоступным для мам с детьми, потому что детский тариф добавляет к цене от 10 до 25 процентов, а если клиентке требуется два кресла, то еще больше. А если сравнивать стоимость с минимальным тарифом (например, «вместе»), то наценка достигает 50 процентов.
Кресло или багаж
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Рябоконь рассказал «Петербургскому дневнику», что готовит предложения о корректировках в законы о такси, согласно которым, тарифы на «взрослые» и «детские» перевозки отличались бы друг от друга не более чем на 5 процентов, а в идеале – не отличались вовсе. Закон может быть принят только на федеральном уровне, поэтому окончательное слово – за Госдумой. Чтобы задобрить таксистов, которым такая тарификация будет невыгодна, предлагается субсидировать поездки из бюджетов – хотя бы для многодетных семей.
О том, что такси стало не роскошью, а единственным доступным средством передвижения, говорят даже родители-автомобилисты. Ведь парковка в центре платная. Можно взять каршеринг, но тамошние кресла далеки от идеала. Но для таксистов даже одно, а не два кресла в машине означает: места для багажа практические не остается, а значит, придется отказаться от большинства выгодных поездок.
Положительный опыт есть
Руководитель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков заявил, что постоянно возить с собой два детских кресла никто в такси не будет: логичнее хранить их на складе перевозчика. Но тогда в стоимость поездки будет заложено: а) дорога до склада кресел и время на их монтаж в салоне, б) дорога на вызов и сам вызов, в) обратная дорога к складу и время на демонтаж кресла. Если склад кресел, перевозчик и пассажир будут находиться не в одном районе города, то таксист в такой перевозке будет не заинтересован.
«Можно это все подсчитать, определить себестоимость подобной поездки и после этого уже говорить о размерах субсидирований. Но положительный опыт тем не менее есть, – заявил Юрий Вейков. – Когда создавалось социальное такси для инвалидов, Смольный оказался перед выбором: либо открыть собственный автопарк для этих целей, либо закупать эти услуги у частных таксомоторных перевозчиков. Правила организации перевозок были разработаны представителями партнерства таксомоторных перевозчиков и профильных комитетов города. Выбранная организация перевозок оказалась достаточно удачной и с минимальными дополнениями продолжает работать сегодня. Это хороший пример совместной работы бизнеса и властей для реализации долгосрочных социально важных проектов, стоящих пред городом».
По словам Юрия Вейкова, вопрос о ценообразовании перевозок детей в такси нужно решать как можно быстрее, потому что в такси ездят не только жители города, но и туристы. Нельзя забывать, что большой сегмент внутреннего туризма – это именно семьи с детьми. Всё это работает на укрепление положительного туристического имиджа нашего города.
Еще один депутат Законодательного собрания Петербурга, Алексей Цивилев, говорит, что проблему надо решать сразу несколькими методами. Во-первых, разработать новый дизайн детских кресел, компактных, которые не будут занимать весь багажник. Во-вторых, использовать московский опыт дотаций: там банки выдают такие дешевые кредиты на машины для такси, что работать в этом бизнесе по-прежнему выгодно.
«Мы не можем диктовать свыше, какие должны быть тарифы для социально незащищенных слоев, – заявил парламентарий, – ведь такси – это чисто коммерческий продукт. Однако настроить диалог между структурами, которые косвенно на него влияют, мы можем». При этом, отметил Цивилев, не стоит назначать льготы всем без исключения многодетным семьям, а тем более – семьям с двумя детьми, а помогать надо адресно, только тем, кто сильнее в этом нуждается.