Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Петр Шкуматов: «Автобренды из Японии и Кореи могут вернуться в Россию частично»

Автоэксперт – о возможности нового прихода азиатских автогигантов в РФ
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

На фоне потепления в отношениях между Россией и США в СМИ появились публикации о возможном возвращении в РФ западных компаний, в том числе автопроизводителей. По мнению автоэксперта Петра Шкуматова, начать иностранные автогиганты могут с поставок машин и запчастей к ним.

«У нас в России принято все воспринимать с максимализмом: если уж уходить, то хлопнув дверью, а если возвращаться – то с заводами-пароходами, песнями и плясками. На первом этапе присутствие азиатских автомобильных брендов на нашем рынке может обеспечено за счет возобновления официальных поставок тех или иных моделей, адаптированных для РФ. То есть это не обязательно должно выглядеть как возобновление полноценного производства. Плюс – формирование автогигантами своих складов с запчастями. Это очень важно для рядовых автовладельцев, которые хотят качественно обслуживать свои машины», – сказал Петр Шкуматов.

Если экономические санкции против России будут сняты или ослаблены, то наиболее реальным видится вариант, при котором автобренды из Японии и Кореи могут вернуться частично.

«Они могут заново организовать импорт своих новых автомобилей в РФ, а также сформировать стоки оригинальных автозапчастей, которые можно будет купить по приемлемым ценам. Я сам являюсь владельцем корейской машины и вижу, что происходит на рынке автозапчастей. Запчасти-то есть, но вот цены на них, а также качество деталей вызывают большие вопросы. С этим сегодня сталкивается практически каждый владелец автомобиля азиатских или западных брендов. Таких людей у нас – миллионы! Поэтому, если даже возврат автобрендов на наш рынок будет проходить по «осторожной» схеме, это уже будет огромный шаг вперед. Сейчас вы просто не можете купить запчасти для авто по нормальным ценам, с нормальными сроками поставки и с гарантированным качеством. Надеюсь, в обозримом будущем это вновь станет возможным», – говорит Шкуматов.

Что касается завоевания компаниями-«возвращенцами» своего места на российском рынке, то определенная ниша для них по-прежнему есть, считает он.

«Несмотря на все изменения последних лет, наш рынок такси до сих пор держится за счет того, что ранее автопарки закупили большое количество машин корейских марок. По словам самих таксистов, китайские авто имеют несравнимо худшие показатели по стоимости эксплуатации и цене владения ими. Ведь именно таксопарки тщательно калькулируют эти данные. Впрочем, для простых автомобилистов владеть китайской машиной также намного дороже. Моему корейскому автомобилю уже 12 лет, и никаких особых проблем у меня с ним нет. Если бы еще появилась возможность недорого покупать к нему оригинальные запчасти, ему бы и вовсе цены не было. А вот владельцам «китайцев» менять важные запчасти приходится гораздо чаще», – указал эксперт.

По его словам, активный автопарк машин в России составляет 44 млн единиц.

«При этом средний срок эксплуатации автомобиля у нас – 20 лет, дальше они нормально использоваться не могут. Для того, чтобы общий российский автопарк банально обновлялся, в стране ежегодно нужно продавать по 2 млн 200 тысяч новых машин. На деле же, по прогнозам автодилеров, в 2025 году в стране вряд ли будет продано больше миллиона новых авто. Получается, что у нас в России – очень хороший, емкий рынок, который был бы интересен всем без исключения автопроизводителям. И места на нем хватит всем. Другое дело, что на импортные машины сегодня распространяется «утилизационный сбор», который сейчас достаточно высок. За новую машину с объемом двигателя до 2 литров придется заплатить 600-700 тысяч рублей, а за более мощные – больше миллиона. К тому же у нас очень дорогие автокредиты, порой они доходят до 35% годовых. В итоге у нас рынок «валится» – так, в нынешнем феврале он рухнул на 24,9% по сравнению с февралем 2024 года. Это говорит о том, что рынку автомобилей в РФ нужны дополнительные регулировки. Если их не сделать, то машины у нас будут стоить по 4-5 млн рублей и станут для россиян роскошью», – прогнозирует Шкуматов.

Российские СМИ сообщали о возможном возвращении Toyota. По данным источников, этот вопрос обсуждался на встрече представителей японского автопроизводителя с дилерами из РФ. Напомним, что в Петербурге у Toyota был собственный завод, выпускавший седаны бизнес-класса и кроссоверы. В 2023 году предприятие было продано ФГУП «НАМИ» без опции обратного выкупа, однако перезапустить производство на этой площадке до сих пор не удалось. Это теоретически оставляет Toyota возможность вернуть завод в свою собственность.

Интерес к возобновлению работы в России проявляют и другие ушедшие автобренды. Так, генеральный директор Renault Лука де Мео заявил, что «не исключает» повторного выхода на российский рынок.