Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Трезвость и импортозамещение : чем может удивить петербургское АО «Лазерные системы»

Здесь делают алкозамки, трехмерные принтеры и софт для космонавтов
Фото: Нина Астафьева/«Петербургский дневник»

В Петербурге уже несколько лет разрабатывают алкозамки для водителей и рабочих на сложных предприятиях. Свои первые эксперименты Балтийский технический университет начал проводить еще в 2010-е годы. С тех пор многое изменилось: вахтеров на проходных стали вытеснять роботы, некоторые производства перешли на удаленный формат, а главное – появился каршеринг, где за состоянием водителей вообще никто не смотрит. После нескольких серьезных аварий, совершенных пьяными «каршероводами», законотворцы все громче заговорили о том, что водителям с «выхлопом» следовало бы не просто штрафовать (а штрафы у всех каршеринговых компаний большие), но вообще не дать завести двигатель.

На проходной и в машине

Сейчас алкозамки успешно производит и внедряет петербургское АО «Лазерные системы». Во вторник предприятие посетил глава Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов.

Алкозамок для проходной – это обычный турникет, который рассчитан на пропуск 25 человек в минуту. Эконом-вариант стоит 450 тысяч рублей и способен делать анализ как на входе, так и не выходе. Для тестов – и только для них – в комнате разработчиков припасена бутылка ирландского виски. Аппарат способен работать даже на улице при температуре минус 10.

Мобильный тестер для автомобилей разрабатывался одновременно с софтом и сразу был заточен для использования в машинах.

Генеральный директор АО «Лазерные системы» Дмитрий Васильев показал, как это происходит, подогнав машину прямо к цеху.

«Мы сразу отказались от одноразовых мундштуков, как у ГИБДД, потому что непонятно, кто их в каршеринговых машинах будет менять, – пояснил гендиректор. – Итак, у нас датчик, работающий на принципе оптической спектроскопии. Да, он улавливает, если в машине «фонит» этанолом, например от омывайки или от нетрезвого соседа, и просит проветрить машину, а уже потом запускаем приложение», – рассказал Дмитрий Васильев.

Приложение в телефоне сначала просит подтвердить личность по пальцу и через селфи-камеру, затем – принадлежность к машине (ее номер и номер алкозамка), фиксирует время и геолокацию. Если все правильно, клиент, не выключая видеокамеры, делает вдох-выдох – и результат с датчика транслируется в смартфон.

«При этом, – говорит Дмитрий Васильев, – мы не запрещаем заводить двигатель, – мало ли, нетрезвому человеку машина нужна только для того, чтоб посидеть и обогреться. Но если он захочет поехать, датчик движения сработает и машину остановит».

Каршеринговые компании пока не стали закупать новинку, хотя она стоит не дороже европейского аналога – порядка 100 тысяч рублей. Обязать к закупке может закон и, по словам Александра Ситова, «это решение надо продвигать».

Послойная печать

Но эффективное производство – это не только трезвые рабочие, но и современное оборудование. Здесь же, в АО «Лазерные системы», работает уникальный центр аддитивных технологий и выпускаются 3D-принтеры, послойно печатающие из пластика, титана, нержавейки. Завод успешно производит комплектующие для других заводов, а это, пояснил Васильев, уже обеспечивает нам технологический суверенитет. Не секрет, что после введения санкций заводы испытывают дефицит качественного оборудования, особенно если ломаются детали, которые сейчас не достать. Но можно ведь отсканировать, внести коррективы и напечатать новые. Для этого в АО работает специальная лаборатория.

Директор департамента аддитивных технологий Алексей Ким продемонстрировал весьма заковыристую деталь – смесительную головку жидкостного реактивного двигателя. Когда-то на ее изготовление уходила тысяча часов – сейчас только сто. Потому что еще недавно это была сборная деталь из 105 элементов, а сейчас одна.

Еще одним направлением АО стал VR-софт – тренажеры для внекорабельной деятельности для реальных космонавтов, работающих на Международной космической станции. Надев очки, участник эксперимента не просто почувствует себя на земной орбите в открытом космосе, но ощутит, каково это – двигаться в скафандре да еще и проводить кое-какие манипуляции, например устранять поломки. Программное обеспечение «Одиссей» разрабатывается по прямому заказу Роскосмоса.