
В Смольном вручат награды тем, кто восстанавливал трамвайное движение в Мариуполе

Сегодня в Смольном вручат награды тем, кто восстанавливал трамвайное движение в Мариуполе, – начальнику службы энергохозяйства «Горэлектротранса» Александру Щербаню и заместителю начальника этой службы Вадиму Юрченко.
На открытии трамвайного движения в Мариуполе, которое состоялось 2 мая 2023 года, председателю организации «Жители блокадного Ленинграда» Елене Тихомировой звонок трамвая в освобожденном городе напомнил звук надежды из блокадного детства.
«Мы услышали его, когда у нас во время блокады пустили первый трамвай, – поделилась воспоминаниями она. – Такой же звонок будет звучать здесь. Это очень хорошо, потому что означает: жизнь налаживается и приходит в норму».
Президент России Владимир Путин с ней полностью согласился.
«В Мариуполе звук трамвая – это один из таких зримых и на слух воспринимаемых символов возрождения», – сказал он.
Глава государства тогда отметил, что проект ремонта трамвайных путей в Мариуполе реализуется благодаря правительству Петербурга.
«В осажденном фашистами Ленинграде замершие трамваи стали символом самого страшного времени – первой блокадной зимы. Когда весной 1942 года трамваи пошли, все поняли, что город жив. После этого больше никто не сомневался, что Ленинград выстоит. Поэтому возвращение трамвая на улицы Мариуполя стало для нас исторической задачей», – подчеркнул губернатор Петербурга Александр Беглов.

БЕЗ СЕТИ И ОПОР
Звонок трамвая как вестник возрождения – это не просто красивый образ. С инженерной точки зрения это совершенно конкретные вещи, отмечает начальник службы энергохозяйства «Горэлектротранса» Александр Щербань, участвовавший в восстановлении трамвайного движения в Мариуполе.
«Что нужно, чтобы поехал трамвай? Тяговые подстанции для контактной сети. А чтобы они работали, объекты энергетики должны подавать высокое напряжение в город. Нужно восстановление путей. А значит, необходимо восстановление канализационной системы. Нужна подвесная система для контактной сети, а для нее – опоры, это освещение. Так что трамвайный звонок – это признак нормальной городской жизни во всем мире», – говорит Александр Щербань.
Сотрудники энергохозяйства «Горэлектротранса» прибыли в Мариуполь восстанавливать трамвайное движение в июне 2022 года. Из трамвайного хозяйства здесь уцелели вагоны, местами – рельсы, а вот контактной сети и опор не осталось.
«Город был разрушен. Инфраструктура энергоснабжения – утеряна», – вспоминает заместитель начальника службы энергохозяйства «Горэлектротранса» Вадим Юрченко.
ИСТОРИЯ В ПОМОЩЬ
Уцелели в городе четыре подстанции. Но нужно было пять. Ставить новую решили в трамвайном депо. Выбрали модульную. Она легкая, ее можно привезти в контейнере. И она не требует заглубленного фундамента.
«Зачем нужна подстанция? Прежде всего она преобразует переменный ток, который выдает нам городская сеть, в постоянный для питания контактной сети. Для этого она оборудована трансформаторами и выпрямителями. Переменный ток трамваям не подойдет, это просто опасно», – объясняет Вадим Юрченко.
Им помог инженерный опыт и знание блокадной истории предприятия.
«У нас сохранились сведения о передвижной электростанции, которая применялась в блокаду. Она была мобильной и могла использоваться там, где нужно было оперативно подать питание на контактную сеть, а капитальное строительство невозможно. Это актуально не только в условиях военного времени, но и в целом при решении повседневных задач энергохозяйства по обслуживанию маршрутной сети современного мегаполиса», – говорит Александр Щербань.

ЧЕРЕЗ ЗООПАРК И РЫНОК
Первые трамваи в освобожденном Мариуполе пошли в конце февраля 2023 года. Правда, только по территории депо.
День, как запомнилось Александру Щербаню, выдался снежный. И поначалу трамвай даже пришлось толкать, чтобы колеса не буксовали.
Потом уже вагоны обкатывали на маршруте, чтобы проверить контактную сеть.
«Люди, стоявшие на автобусных остановках, очень сильно удивлялись, увидев трамвай», – рассказывает Вадим Юрченко.
День запуска трамвайного движения в Мариуполе был праздником, а самый первый маршрут сразу стал востребованным. Его длина – 10,4 километра, в пути 22 остановки.
Маршрут соединил Жовтневый район в центре, где расположены важнейшие административные, культурные и научные учреждения города, и Ильичевский район, насыщенный промышленными предприятиями.
Одновременно с восстановлением трамвайной линии возрождалась и жизнь вокруг нее.
«Несколько новых домов у трамвайной линии построили – небольшой квартал. Да и в целом в Мариуполе, где бы мы ни ездили, везде люди занимались восстановлением», – отмечает Александр Щербань.
МОДУЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
К слову, такая же модульная тяговая подстанция, как в Мариуполе, с ноября прошлого года работает в Петербурге, на трамвайном кольце на пересечении улицы Руставели и проспекта Луначарского.
Она помогает питать электричеством сразу три трамвайных маршрута в Калининском и Выборгском районах – номера 100, 57, 51.
«Идея поставить там модульную станцию стала особенно актуальной с учетом поступления нового подвижного состава с повышенными требованиями к мощностным характеристикам: современные трамваи оснащаются кондиционерами, теплым полом, другими системами – чего там только нет», – рассказывает Александр Щербань.
Кроме модульных решений с подстанциями города-побратимы роднит и история трамвайного движения в Российской империи. Когда готовили пуск трамвайного движения в Петербурге в 1907 году, опоры для контактной сети делали в Мариуполе.
Сегодня в Смольном Александру Щербаню и Вадиму Юрченко, которые внесли большой вклад в восстановление трамвайного движения в Мариуполе, вручат награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
ФАКТ:
Трамвай по маршруту № 1 в Мариуполе идет из центра города, проезжает рынок, зоопарк, жилые кварталы.
1 июня 2022 года администрации Петербурга и Мариуполя подписали соглашение о побратимских связях. Для восстановления города туда сразу выехали строители из Северной столицы.
Администрация города Мариуполя дала нам возможность сделать базу для наших строителей, приступили сразу к разборке завалов и восстановлению пассажирского движения. — Александр Беглов, губернатор Петербурга