
«Каждый день чувствую свою ответственность перед ним»: жена Вениамина Баснера поделилась своими воспоминаниями о нем

Более 300 песен и произведений разных жанров написал Вениамин Баснер, под знаком 100-летия со дня рождения которого пройдет весь год. Воспоминаниями о нем поделилась его вдова Лукерья Баснер.
– Лукерья Расимовна, исполнилось 100 лет со дня рождения Вениамина Ефимовича Баснера. Он ушел из жизни в 71 год.
– Все врачи удивлялись, как он вообще дожил до этого возраста! Дело в том, что когда ему было девять лет, он заболел менингитом. В те годы из десяти заболевших выживал только один. И Баснер, слава богу, оказался в числе таких счастливчиков.
– Повезло.
– Это был уже второй случай. Первый произошел при его рождении. Он появился на свет в ночь с 31 декабря 1924 года на 1 января 1925-го. И его записали 25-м. Это тоже спасло его, потому что из рожденных в 1924 году не осталось в живых практически никого – война всех выкосила.
– Но он ведь тоже был на фронте.
– В феврале 1943-го Баснер был призван в ряды Красной армии и зачислен курсантом 3-го Ленинградского артиллерийского училища, эвакуированного в Кострому. Он мечтал стать офицером и отправиться на передовую. Но однажды его игру на скрипке услышал начальник училища генерал Василий Стеснягин и вынес приговор: «Победим немца и без тебя. А ты – в музыкальный взвод». Можно сказать, что этот генерал спас ему жизнь.
Вениамин Ефимович рассказывал: «Кругом война, грохочут пушки. А мы разучиваем «Евгения Онегина» Чайковского…»
– Критики отмечают, что большое влияние на творчество Баснера оказала его многолетняя дружба с Дмитрием Шостаковичем. Как сошлись уже признанный мастер и начинающий композитор?
– Дмитрий Дмитриевич был для него кумиром еще со школьных лет. А познакомились они в 1945 году в Ленинграде. Баснер уже учился в Консерватории, куда для ведения занятий по классу композиции приезжал из Москвы Шостакович, с которым он всегда мечтал познакомиться поближе.
И вот однажды на Театральной площади он заприметил композитора, который сел в трамвай «двойку». Вениамин последовал за ним и, когда тот остановился прикурить, подошел к нему и стал расспрашивать о своих московских друзьях-композиторах. На следующий день был концерт в Филармонии, где Шостакович уже сам разговорился с ним. Так и пошло.
С тех пор Баснер регулярно посещал занятия в классе Дмитрия Дмитриевича. Тот даже доверил ему исполнение с листа части сольной партии только что законченного скрипичного концерта.
Баснер считал себя учеником Шостаковича. Он посвятил ему свою Первую симфонию. Премьера состоялась в 1958 году, но была сыграна неудачно. И хотя сам Шостакович назвал ее «содержательной и многообещающей», ее подвергли критике.
После этого Баснер около четверти века не обращался к этому жанру. Он сосредоточился на театральной, камерно-инструментальной музыке и песнях.
– Баснер писал много музыки для кино. С чего все началось? Как складывалось его сотрудничество с режиссерами?
– Баснер всегда говорил, что композитор должен уметь работать во всех жанрах. И за короткий срок выдавать то, что нужно режиссеру. Главное, чтобы тот мог четко поставить определенную задачу. Но это случалось не всегда, и тогда он отказывался от такой работы.
Плотное сотрудничество Вениамина Ефимовича с кинематографом началось в 1955 году, когда режиссер Захар Аграненко взялся за постановку картины «Бессмертный гарнизон» (12+) по сценарию Константина Симонова. Потом были другие фильмы, в том числе «Судьба человека» (0+) Сергея Бондарчука.
После этого Баснер стал одним из самых востребованных кинокомпозиторов. Он работал с такими режиссерами, как Михаил Ершов («Родная кровь» (16+)), Владимир Фетин («Полосатый рейс» (12+), Михаил Швейцер («Мичман Панин» (0+), Алоиз Бренч («Город под липами»), Наум Бирман («Учитель пения» (0+), фильмы которых вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
– А с кем ему нравилось работать больше всего?
– С Владимиром Басовым. Он всегда четко ставил задачи, к тому же у него было музыкальное образование. Вениамин Ефимович написал музыку ко всем его лучшим фильмам, они любили вместе работать.
В 1963 году Басов взялся за постановку двухсерийной ленты «Тишина» (12+) по одноименному роману Юрия Бондарева и пригласил в качестве композитора Баснера. Стихи Вениамину Ефимовичу понравились, но песня не получалась. Он уже хотел отказаться от работы, но по дороге из Москвы в Ленинград в поезде родилась та мелодия, которую поют до сих пор.
Чтобы ничего не забыть, Баснер все время напевал мотив. Влетев домой, тут же записал его. А потом поехал обратно в столицу показать песню «На безымянной высоте», которая была тут же принята.
После появления песни в фильме «Тишина» Баснер проснулся знаменитым. Ее, так же как песню «Махнем не глядя, как на фронте говорят» из фильма «Щит и меч» (12+), до сих пор считают фронтовой, хотя написана она была в 1962 году.
– Конец 1960-х и 1970-е годы считаются временем расцвета Баснера как композитора-песенника.
– Да. Он работал над 3-10 картинами одновременно. И был единственным композитором, которого приглашали на Рижскую киностудию.
В 1973 году режиссер Сергей Тарасов приступил там к съемкам фильма «Стрелы Робин Гуда» (0+). Главную роль должен был играть Владимир Высоцкий. Баснеру предложили написать музыку к трем балладам на стихи Высоцкого и всю музыкальную канву фильма.
К остальным трем балладам музыку должен был написать сам Высоцкий. Но худсовет его не утвердил. Баснера вызвали и сказали: «Ищите другого поэта». На что он отрезал: «Или Высоцкий, или никто». Тогда его предупредили, что у него больше никогда не будет здесь работы. «Ладно!» – отрезал Вениамин Ефимович. Хлопнул дверью и ушел.
– Ажиотаж вокруг песни «С чего начинается Родина» начался после того, как президент наиграл ее на фортепиано?
– Еще раньше. Так писать – непафосно, пронзительно, от нутра – умеют немногие. Эта песня уже стала народной.
– Вы прожили с Баснером 11 лет. Каким вы его запомнили?
– Это был очень эмоциональный человек, любящий жизнь во всех ее ипостасях. У него был тяжелый порок сердца, как говорили врачи, неоперабельный, тем более если учесть его аллергию на наркоз. Они предупреждали, что самое страшное может случиться в любой момент.
До последнего Баснер постоянно работал. В день смерти он написал, что хочет сочинить детский квартет для нашей дочки Анечки: «Утро», «Большая перемена», «Первая любовь». У меня стоит фотография и записка, на которой он обозначил эти планы.
Вечером мы поехали на день рождения к Андрею Павловичу Петрову. На обратном пути Вениамин Ефимович был за рулем. Началась одышка, я пересела на водительское место, куда он обычно меня не допускал, мол, я лихачу, а у нас маленький ребенок. Но тут я гнала, хотя и понимала, что это все.
…Когда подъехала скорая, было уже поздно. Вениамин Ефимович умер прямо в машине. Он так и хотел, как поется в песне: «Если смерти – то мгновенной, если раны – небольшой…»
Я каждый день чувствую свою ответственность перед ним. И стараюсь успеть сделать как можно больше для популяризации творчества Баснера.