Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Они вернутся? Эксперты рассказали, готов ли российский рынок к возвращению Zara, H&M и Uniqlo

Конкуренция пойдет на пользу
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Союз торговых центров (СТЦ) предложил компаниям Uniqlo, H&M и Inditex, которая владеет такими брендами как Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, вернуться в Россию. Российские производители одежды, как ни странно, против ничего не имеют, потому что у них есть конкурент посерьезнее – маркетплейсы.

От слухов к действиям

СТЦ опросил более сотни крупнейших торговых центров России и выяснил, что больше половины из них готовы принять обратно ушедшие бренды. Более того, многие торговые точки могут сразу предложить им помещения для аренды, потому что до своего ухода эти бренды прекрасно генерировали покупательский трафик.

Отметим, просьба СТЦ возникла не на пустом месте. Слухи о том, что ряд ушедших брендов хотят вернуться на российский рынок, ходят не первую неделю. Особо они активизировались после того, как президент РФ Владимир Путин и американский лидер Дональд Трамп по телефону обсудили конфликт на Украине и договорились о личной встрече.

«Наш рынок интересен, и исход для большинства компаний был экономически тяжелым. Именно этим объясняется интерес к возвращению. Бренды зондируют почву, держат руку на пульсе, ведут задушевные разговоры о том, что вот-вот и вернемся, но пока это только слова», – сообщил вице-президент СТЦ Павел Люлин в своем телеграм-канале.

Он добавил, что для возвращения брендов необходимо два условия – «политическая «оттепель» и ослабление трансграничных барьеров».

«Но даже при соблюдении этих условий вернутся бренды минимум через год, причем не в полном составе. Наиболее вероятные шансы быстро вернуться у Inditex, так как сохранились инфраструктура, места, офис, сотрудники. Большинство ТЦ верит, что возвращение ZARA – это сродни возвращению в счастливые доковидные годы, где и трафик был, и доходы. Так что мест жалеть не будут, в том числе и «высаживая» других арендаторов. Также есть шансы увидеть в российских ТЦ еще Uniqlo. Меньше всего верю в возвращение H&M и IKEA, шведы – принципиальные товарищи», – сказал он.

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Бизнес есть бизнес

Опрошенные «Петербургским дневником» торговые центры возвращению ZARA, Uniqlo и других брендов определенно будут рады.

«В торговом комплексе «Жемчужная Плаза» были ушедшие бренды группы LPP (владеет марками Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay. – Ред.) и H&M, на их месте сейчас работают магазины Melon Fashion Group (ZARINA, Befree, LOVE REPUBLIC, sela и IDOL. – Ред.) и Lime. В ТК «Невский центр» был H&M, сейчас его место занимает флагшип (центральный магазин. – Ред.) Gloria Jeans. Вакантных помещений в этих центрах нет, но если указанные бренды вернуться и будут готовы оплачивать аренду по рыночным ставкам, то мы рассмотрим этот вопрос. Сроки предоставления помещений зависят от многих факторов, в том числе от готовности брендов вкладываться в создание привлекательных магазинов, но в любом случае это вопрос не одного-двух месяцев», – сказал Сергей Гуров, эксперт Санкт-Петербургского отделения организации «Деловая Россия», исполнительный директор УК «Аврора», которая управляет рядом ТЦ.

Он добавил, что за время отсутствия иностранных брендов возросла популярность отечественных.

«Российские операторы, которые в настоящее время являются fashion-якорями (наиболее привлекательными магазинами одежды для покупателей. – Ред.) в наших ТРЦ, например, Lime, Sela, Zarina и другие, так же интересны потребителям. По количеству совершенных покупок они не уступают иностранным коллегам», – сообщил Сергей Гуров.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Торгово-развлекательный комплекс «Гранд Каньон» после исхода брендов потерял Adidas, Nike, New Balance, Mother Care, BodyShop, однако на их место быстро пришли другие, и свободных локаций сегодня в ТРК нет. Впрочем, «Гранд Каньон» готов к диалогу.

«Сейчас сложно сказать, какие из вернувшихся брендов мы готовы принять. Мы будем рассматривать каждый бренд по отдельности, исходя из коммерческих условий, ситуации на рынке, ценового сегмента товара и так далее. Мы открыты для диалога, и любой кейс будет рассматриваться точечно, в переговорах с каждой из заинтересованных сторон. На наш взгляд, единственный бренд, который рынок не успел достойно заполнить, – это IKEA. Все остальные потребности потребителей так или иначе закрыты», – рассказала руководитель отдела аренды направления ТРК «Гранд Каньон» Елена Титова.

Директор департамента торговых центров Becar Asset Management, которая управляет в Петербурге ТЦ «Смайл», Алексей Попиков уверен, что вернувшиеся бренды будут пользоваться спросом среди покупателей.

«На вопрос, нужны ли ушедшие бренды покупателям, трудно ответить однозначно. С одной стороны, иностранные бренды показали свою позицию по отношению к нам, когда ушли, но, с другой – бизнес есть бизнес, и каждый зарабатывает, как может и где может. Россия всегда открыта, а так как нас десятилетиями приучали к западным брендам, то, думаю, конечный потребитель будет только рад их возвращению. Как показывает практика, посещая другие страны, наши граждане, как правило, заходят в магазины ушедших из России брендов», – сказал он.

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Конкуренцию выдержим

Дизайнер и основатель модного дома House of Leo Леонид Алексеев уверен, что главным образом от возвращения иностранных брендов выиграют большие торговые центры.

«Они заинтересованы в сотрудничестве с крупными компаниями, которые в состоянии арендовать большие площади. Ни один локальный бренд не может арендовать 300 метров на первом этаже крупного ТЦ, у них просто нет на это средств», – пояснил он.

Леонид Алексеев уверен, что рядовые покупатели также наверняка оценят возвращение брендов, особенно эконом-сегмента.

«Всем хочется покупать дешёвую, качественную одежду, которую можно в любой момент поменять. Особенно большой спрос на базовую одежду, поэтому, например, Uniqlo популярен в любой точке света. Так что если в Россию вернутся знакомые бренды эконом-класса, то люди точно будут их покупать. Да и с гуманистической точки зрения правильно, когда у покупателя большой выбор разнообразных брендов», – уверен он.

Впрочем, основатель House of Leo сомневается, что ушедшие бренды смогут вернуть былую славу.

«Когда-то ZARA была лидером fashion-эконома, однако за время ее отсутствия выросли российские бренды, которые работают не хуже. На мой взгляд, то, что сегодня делает Lime, гораздо интереснее, а у нас есть еще Sela, BeFree и другие эконом-бренды, не уступающие по качеству ушедшим. Кроме того, в отличие от иностранных брендов, отечественные учитывают потребности конкретно нашей страны: они понимают, что мы хотим носить зимой, а что летом, чего ждем на праздники и так далее. Надо понимать, что, когда к нам только приходили иностранные бренды эконом-класса, рынок был пустым, у них просто не было конкурентов. Сегодня все изменилось, поэтому работать им будет куда сложнее. Так что не стоит думать, что они смогут «выдавить» отечественного производителя», – считает он.

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Петербургский дизайнер, основатель бренда среднего сегмента ToryZak Виктория Козак также считает, что в случае возвращения иностранных брендов российским маркам будет сложнее, однако по итогу рынок только выиграет.

«Они все очень интересные, конкурентоспособные. Я как производитель понимаю, что после их возвращения мне будет сложнее работать. Однако специально создавать поле, на котором нет всемирно известных брендов, – странная история. Все эти бренды нужны покупателю: если наши люди попадают в страну, где есть ушедшие от нас магазины, то обязательно туда заходят. Так что я положительно отношусь к возвращению брендов. Для того чтобы сохранить клиентов, российским производителям придется улучшать качество товаров, работать над дизайном, в общем, развиваться и становиться лучше. Хотя за последние годы мы уже сделали огромный шаг вперед в этом направлении», – считает она.

Кроме того, Виктория Козак уверена, что главный конкурент любых магазинов – это маркетплейсы.

«За последние годы маркетплейсы сделали серьезный скачок в развитии. Сегодня это не просто сайты с карточками товара, это огромное количество пунктов выдачи по всему городу с весьма комфортными примерочными. Плюс там, как правило, меньше людей, чем, например, в ТЦ на выходных или в праздники. Так что все больше людей выбирают именно маркетплейсы ради экономии времени. Я думаю, всем производителям необходимо развивать доставку, учиться работать через маркетплейсы. Лично мы уже занимаемся данным вопросом и планируем выйти на этот рынок. Кстати, мне кажется, что вернувшиеся бренды тоже постараются занять на этом рынке место, тем более, что почва уже подготовлена. Например, баеры спокойно продают ту же ZARA втридорога через маркетплейсы», – считает она.