![](/media/_b/Макеты_Шапка_для_сайта_обновленные_Сайт_шарка_копия.jpg)
Интерактивную экскурсию «Не дом, а игрушечка!» подготовили в Музее-квартире Александра Пушкина
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/1006267/__medium_PD218363_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE_web.jpg.jpg)
Если в самом центре Москвы есть дом Нащокина, то у нас на набережной Мойки, 12, – его домик, первая в России миниатюрная копия господского дома, бесценная реликвия пушкинской поры. Сейчас в музее-квартире поэта можно окунуться в удивительный мир маленьких вещей и услышать рассказ о дружбе поэта и Павла Нащокина.
«Этот домик и раньше находился в нашем музее, только в очень маленьком зале. Теперь мы перенесли его в помещение побольше, и у нас появилась возможность организовать экскурсии», – пояснила заведующая Музеем-квартирой Пушкина на Мойке, 12, Галина Седова.
Мини-копия жилища
Традиция создания домов-миниатюр, наполненных копиями предметов обихода, существовала в Европе с конца XVII века. В России же первая такая поделка была изготовлена по замыслу московского друга Пушкина Павла Нащокина.
Считается, что изначально он хотел, чтобы домик был миниатюрной копией его квартиры. Но так как жилье он менял постоянно, в итоге появился собирательный образ места обитания состоятельного дворянина того времени. Специалисты называют Нащокинский домик уникальным образцом декоративно-прикладного искусства. Но он дорог еще и как копия дома Нащокина, где частенько останавливался Александр Сергеевич и где у него даже была своя комната, которую так и называли – «пушкинская».
Задушевный друг
Судьба свела поэта и Нащокина еще в Царском Селе – тот вместе с братом Пушкина Львом учился в Благородном пансионе при знаменитом Лицее. Позже знакомство переросло в крепкую дружбу. Достаточно сказать, что Пушкин венчался во фраке Нащокина, а сам он был на этой свадьбе, а потом стал крестным отцом его первого сына Александра. А дочь Нащокиных стала крестницей поэта.
Жена Павла Воиновича вспоминала: «Питая особенную к нему нежность, Пушкин укутывал его, отправляя в клуб, крестил». Он считал Нащокина своим неизменным, задушевным другом. «Любит меня один Нащокин», – говорил поэт.
Смерть Пушкина стала для Нащокина страшным ударом, он слег в постель и несколько дней провел в горячке. Пережив друга на 17 лет, он до конца жизни так и не смирился с этой утратой.
С мебелью от Гамбсов
Как свидетельствовали современники Пушкина, поэт был в восторге от игрушки Нащокина. В декабре 1831 года он писал жене: «Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! Он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку…» В другом письме Пушкин заметил: «Домик Нащокина доведен до совершенства».
Удивительно, что убранство своего домика он заказал не кукольникам, а тем же мастерам, у которых приобретал настоящие предметы обихода. Так, мебель была выполнена в мастерской братьев Гамбс, а фарфоровый сервиз – на фабрике купца Алексея Попова. В маленьком самоваре можно было вскипятить воду, на миниатюрном рояле – сыграть (правда, вязальными спицами), а игрушечные часы по-настоящему показывали время. И даже из дорожного пистолета желающий смог бы выстрелить, достав его из крошечного футляра.
Вначале Нащокин хотел завещать свой домик Наталье Николаевне Пушкиной. Но разорился, заложил его и не смог выкупить. Миниатюра сменила нескольких хозяев. Лучшим оказался художник и коллекционер Сергей Галяшкин. Он выкупил домик и отреставрировал его.
Впервые широкой публике этот артефакт представили в 1910 году в петербургской Академии художеств. Газеты по достоинству оценили его. Они писали, что Нащокин сумел остановить мгновение и с большим совершенством передать нам частицу прошлого.