Узники QR-кода: проблему обязательной маркировки вновь подняли в Петербурге

Конференция, посвящённая проблемам обязательной маркировки товаров, прошла в «Невской ратуше». Во время сессии было представлено исследование учёных из МГУ им. М. В. Ломоносова, также с докладами выступили предприниматели более чем из 30 регионов России. Основная тема встречи – надвигающаяся третья волна маркировки товаров в марте текущего года. Она коснётся продавцов детской одежды, купальников и других категорий вещей.
«Задача нашего сегодняшнего представительного собрания поговорить так, чтобы нас услышали федеральные министерства, Госдума, Совет Федерации. И поэтому нам надо учиться говорить и доводить свою мысль так, чтобы от нее был эффект», – отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга Валерий Калугин.
О самой проблеме
Маркировать товары начали более пяти лет назад. Небольшой QR-код, который можно найти, например, на упаковке молока, должен был стать гарантом качества продукта, а также уберечь покупателя от контрафакта. Однако, по словам депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, главы парламентской рабочей группы по вопросам обязательной маркировки товаров Наталии Астаховой, этого не произошло.
Сейчас продавцы и производители бьют тревогу: маленький, но обязательный атрибут упаковки опустошает кошельки бизнесменов. Маркировка занимает много времени, сил и средств, особенно если речь идёт о палатке на региональном рынке. Чтобы промаркировать одну рубашку, нужно указать все сведения: от цвета до состава и производителя. Под каждую новую единицу товара будет создан свой уникальный QR-код.
За нарушение правил маркировки бизнесу грозят штрафы, конфискация товара, а иногда и уголовная ответственность.
Выводы исследования
Доклад «Анализ влияния системы обязательной маркировки товаров на предприятия малого и среднего бизнеса в российской лёгкой промышленности» презентовали на конференции. В нём рассмотрели изменения рынка лёгкой промышленности, средние затраты на маркировку и прогнозируемые издержки в будущем. В конечном счёте учёные из Московского государственного университета пришли к выводу, что «Честный знак» вызывает экономические проблемы на рынке.
«Рыночные практики ООО «Центр развития технологий» негативно отразились на финансовом положении предпринимателей. Система «Честный знак» с высокой вероятностью приведёт к закрытию значительного количества предприятий, которые столкнулись с экономическими трудностями из-за применения системы цифровой маркировки», – сказано в презентации исследования.
Далее, основываясь на доводах, приведённых в аналитической работе учёных московского вуза, была составлена резолюция. В конце мероприятия участники проголосовали за её принятие.
Мнения предпринимателей
На конференцию приехало около сотни предпринимателей со всех уголков страны. Также часть участников присоединилась к обсуждению дистанционно. Помимо представителей сферы лёгкой промышленности, поделиться своим опытом работы с QR-кодами решили бизнесмены, занимающиеся бакалеей и молочной продукцией.
Многие из выступавших жаловались на финансовые трудности, возникшие из-за маркировки. Также причинами недовольства стали сложности в маркировке большого количества товара, непонятное программное обеспечение и ошибки, возникающие не по вине продавца.
«На примере своего маленького отдела я хочу вам предоставить возможность увидеть, насколько это будет трудозатратный и практически невыполнимый процесс. Получается, я в одиночку должна промаркировать более 7 тысяч единиц товара. У каждой позиции есть свой цвет, размер, состав и наименование. И я должна поштучно описать каждую единицу. Вручную создавать десятки тысяч карточек», – рассказала владелица магазина детской одежды в Челябинске Екатерина Кузина.
Однако не все были враждебно настроены по отношению к маркировке. Часть предпринимателей, наоборот, поддержала новую систему.
«Мы с маркировкой столкнулись еще в 2014 году, когда началась маркировка меховых изделий. Прошли ее совершенно спокойно. Поэтому, когда в 2024 году мы начали маркировать уже текстиль и трикотаж, проблем у нас никаких не возникло. И, естественно, у людей, которые являются нашими партнерами, тоже не возникает никаких проблем, потому что они получают уже сертифицированный и полностью маркированный товар. И если бы наши предприниматели, маленькие магазины работали с производителями из нашей страны, то получали бы уже маркированный товар. У них вообще не было бы никаких проблем и затрат, с которыми они сейчас столкнулись», –поделилась своими мыслями производитель текстиля из Пятигорска Алевтина Боровик.
Дальнейшая судьба резолюции
Основными пунктами резолюции стали предложения отложить маркировку на год и доработать программное обеспечение, однако не все из присутствующих были согласны с такой формулировкой. Часть предпринимателей выступила за полную отмену обязательной маркировки.
В течение недели рабочая группа будет принимать варианты положений резолюции. После этого её утвердят и вместе с научно-исследовательской работой отправят в региональные и федеральные органы власти, чтобы в дальнейшем собрать совещания по теме маркировки.