Михаил Боярский: «Город меняется фантастически»
26 декабря исполняется 75 лет легендарному российскому актеру театра и кино Михаилу Боярскому. В канун праздничной даты «Петербургский дневник» пообщался с юбиляром и выяснил, что он думает о современной жизни, своей семье, театре и кино.
– Михаил Сергеевич, на днях вам исполняется 75 лет. Что вы считаете своими главными достижениями в жизни?
– Главным достижением своей жизни я, безусловно, считаю свою семью. Это моя жена, мои дети и мои внуки – их у меня сегодня шестеро. Сегодня многие люди почему-то забывают, что жизнь человеческая очень коротка и за этот недолгий период нужно успеть создать семью, вырастить детей, внуков, желательно – правнуков. Это огромная работа и удовольствие вместе. Жаль, что многие этого не понимают.
– Какую роль в кино или в театре вы считаете лучшей в своей артистической карьере?
– Честно говоря, я не привык как-то особенно разбираться в своих творческих достижениях или неудачах. У меня все происходит «по мере поступления» – над чем я работаю в данный момент, то мне и дорого. А конечный результат меня, как правило, уже не очень интересует.
– Многие зрители по привычке до сих пор воспринимают вас как Д'Артаньяна из «Трех мушкетеров»…
– Думаю, это глубоко ошибочный взгляд. «Три мушкетера» – прекрасная работа, но это было слишком давно, для меня это абсолютно точно прошедший этап.
– В каких спектаклях или кинофильмах вы заняты сейчас? Какие отечественные фильмы или спектакли вам понравились за последний год, запали в душу?
– В театре я сейчас играю всего в двух спектаклях, у меня в месяц 5-7 выступлений, и мне этого вполне хватает. Что касается кино, то, опять же, все происходит «по мере поступления». Сейчас нет никакого оригинального материала, который мог бы меня заинтересовать хотя бы теоретически. Поэтому и работы в кино у меня сейчас нет. В будущем, даст Бог, такой материал появится. И тогда, в меру своих сил, я приму (или не приму) участие в каком-то кинопроекте.
– Ранее вы говорили, что в последнее время хорошие сценарии и тем более фильмы появляются в России крайне редко. Видимо, по этой причине вас сейчас очень трудно увидеть в кино.
– Мне в свое время очень повезло со сценариями. Я снимался по сценариям, которые в свое время написали великие Лопе де Вега, Мольер, Дюма, Гоголь и т. д. Там сценарный материал настолько добротный, качественный, что для меня самым главным было не испортить своей работой то, что создали великие драматурги прошлого. На сегодняшний день последним великим сценаристом, которому я поклонялся, был Александр Вампилов, например, его пьеса «Старший сын» – это нечто великолепное. Сегодня я больших сценарных работ, к сожалению, не вижу.
Сегодня существуют разные кинематографические возможности: так называемое «режиссерское» кино, «домашнее» кино, «элитное», «профессиональное» и т. д. Но я лично привык делить фильмы только на хорошие и плохие. И вот очень хороших фильмов у нас я, признаться, давно не видел.
– После съемок у Жоры Крыжовникова в комедии «Самый лучший день» вы говорили, что сейчас для съемки кино применяются совсем другие, непривычные для вас методы…
– Да, сейчас в кинопроизводстве все поставлено на поток. Я уже не успеваю за теми темпами, в каких работают современные режиссеры и актеры, я в силу возраста способен работать только «по старинке». Современные методы работы киношников мне, честно говоря, чужды. У Крыжовникова я ходил по съемочной площадке, как на экскурсии. Меня поражало, как работала его команда: одновременно задействованы 6-8 камер, мгновенно одета массовка и т. д.
Мы с Инной Чуриковой в этом фильме играли родителей главного героя, и, по ощущениям, молодежь над нами немного издевалась: мол, «вот сейчас они начнут учить текст, реплики, мизансцены и т. д.». Они же действовали раскованно, импровизировали на ходу. Пока мы с Чуриковой, как черепахи, все осилили, они уже все отсняли и поехали снимать куда-то дальше. На мой взгляд, нынешним киношникам даже не столь важно, как ты играешь, главное – твое лицо в кадре и количество отснятых метров. Сегодня в съемочном процессе все изменилось настолько, что работать не успеваешь.
– Вы довольны тем, как развивается жизнь и карьера у ваших детей? Пытаетесь ли до сих пор им что-то советовать?
– Конечно, я ими доволен. Сергей и Лиза – люди, вполне состоявшиеся в своих сферах, они отдаются своей деятельности целиком и полностью, добиваются незаурядных результатов. Я лично им ничего уже давно не советую. Скорее это они мне дают советы, когда я у них что-то спрашиваю. Для меня важнее всего то, что семья и работа являются для моих детей главными приоритетами в жизни.
– Ранее вы говорили, что вам приходит множество писем от самых разных людей с просьбой о помощи. И вам порой очень трудно отличить, действительно ли люди нуждаются в помощи или это «ложный вызов». Вам по-прежнему приходят такие письма? И вы по-прежнему помогаете людям?
– Честно говоря, сейчас мне в основном присылают фотографии, на которых просят поставить автограф. Раньше фотографии актеров были дефицитом, а сейчас любой человек может распечатать их на принтере. Если люди вот так дистанционно просят у меня автограф, то я это делаю с большим удовольствием. Что касается просьб о какой-то помощи, то в последнее время они поступают ко мне все реже и реже. А на общие благотворительные акции, в которых участвуют многие известные люди, я всегда охотно соглашаюсь.
– Михаил Сергеевич, вы давний болельщик «Зенита». Сейчас вы продолжаете время от времени ходить на матчи?
– Конечно, я продолжаю болеть за нашу команду и с нетерпением жду, что в год столетия своего основания «Зенит» займет первое место в чемпионате России. Я в этом ни на секунду не сомневаюсь и буду всячески поддерживать любимый клуб.
– У вас не возникло ощущения, что в последнее время в команде, скажем так, не все в порядке?
– Это ощущение возникло не только у меня, но и у многих петербуржцев. Это наглядно подтвердили два поражения от клубов-середняков на финише года. Но я все-таки больше оптимист, чем пессимист и надеюсь, что это был временный спад. Перерыв в чемпионате для команды – это «время собирать камни». Во время зимних сборов «Зениту» предстоит серьезная работа, Сергею Семаку и Анатолию Тимощуку предстоит серьезно поработать над изменениями в игре команды. Надеюсь, после Нового года, на втором отрезке чемпионата, мы увидим совсем другой «Зенит».
Да, сейчас у нас есть целый ряд серьезных конкурентов. «Краснодар», московские «Спартак» с «Локомотивом» – все это очень крепкие, талантливые команды. Тем приятнее «Зениту» будет обойти их в турнирной таблице, седьмой раз подряд завоевать чемпионство, доказать свою состоятельность и сделать подарок всем петербургским болельщикам.
– Как, на ваш взгляд, изменился за последние годы Петербург – в лучшую или в худшую сторону? Вам сегодня настолько же комфортно жить в родном городе, как 10 или 20 лет назад?
– Конечно же, он изменился в лучшую сторону! Я бы даже сказал, в фантастически лучшую сторону. Я все свои 75 лет прожил в этом городе, наблюдал и наблюдаю за ним каждый день. Честно говоря, изменения произошли невероятные, потрясающие! Мы, послевоенные дети Ленинграда, даже представить себе не могли, что город когда-нибудь будет выглядеть так, как сегодня. Да, в советское время наш город жил хорошо, но даже то время невозможно сравнить с нынешним! Какие в Петербурге появились возможности, какие услуги для горожан, какие новшества – это просто фантастика, как похорошел наш город в последние годы! У нас появились просто прекрасные дороги, все фасады домов в центре Петербурга отреставрированы и подсвечены! Все, что касается инфраструктуры, на глазах меняется в самую лучшую сторону – от метро до скоростных поездов.
– Некоторые считают, что Петербург сегодня стал излишне туристическим городом. Из-за этого реальных горожан все труднее встретить в историческом центре, очень сильно выросли цены в кафе и ресторанах, даже в Эрмитаж или Русский музей сейчас сходить – дорогое удовольствие…
– Честно говоря, мне трудно судить о билетах в музеи, я не такой уж частый их посетитель. Я могу испытывать только чувство гордости за Петербург, когда вижу в нем большое количество туристов, – люди ходят по городу, восхищаются его красотой, фотографируют, покупают сувениры и т. д. Гости как из других стран, так и со всей России стремятся в нашу Северную столицу, и я думаю, что это огромный плюс. Петербург активно развивается, в том числе и за счет тех средств, которые здесь оставляют туристы. Очень приятно, когда твой родной город так же популярен, как какой-нибудь итальянский или испанский туристический центр.
– Все знают, что вы не любите отмечать собственный день рождения. Нынешний юбилей вы тоже отмечать не будете? Или снова совместите с Новым годом?
– Я дни рождения не люблю, не отмечаю, стесняюсь и обычно стараюсь в этот день уехать. В этот раз, правда, не получится, придется идти на компромисс. У нас в семье много «декабрьских» именинников, поэтому, когда мы жили скромнее, то обычно совмещали наши дни рождения и Новый год. Сейчас Новый год тоже чаще всего отмечаем символически. Под бой курантов поднимаем бокалы, обмениваемся подарками – и все. Это очень хорошо, и посуду потом мыть не надо.
У меня 26 декабря назначен спектакль, после него за кулисами соберется команда артистов, которые в нем заняты. Мы с ними быстренько выпьем по бокалу шампанского, и на этом все. Я не хочу педалировать внимание своих друзей на столь незначительной дате. Главное, чтобы мы просто пообщались, а те, кто захочет меня поздравить, тот поздравит. Каких-то специальных праздничных вечеров по этому поводу я устраивать не собираюсь.
– А какой спектакль намечен у вас в день рождения?
– Спектакль называется «В этом милом старом доме», он идет в Театре имени Ленсовета. Мы заняты в нем вместе с моей женой.
Места силы Михаила Боярского в Петербурге
Гончарная улица
Здесь, в доме №17 (совсем недалеко от Московского вокзала), Михаил Боярский провел первые 7 лет своей жизни. Это обычная коммунальная квартира.
Набережная реки Мойки
На ней народный артист РСФСР живет сейчас. Некоторые жители Петербурга зовут дом №31 на набережной Мойки «домом Боярского».
Владимирский проспект
Тут находится Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета, в который актер пришел в 1972 году. Он выходит на его сцену до сих пор.
Дворцовая площадь
Здесь находится самый интересный, по мнению народного артиста РСФСР, музей в Северной столице. Речь, конечно, идет об Эрмитаже.
Петропавловская крепость
Актер очень любит гулять по историческому центру города. А самым романтичным местом считает Петропавловскую крепость, ее внутренний двор.
Ранее Александр Беглов поздравил Михаила Боярского с 75-летием.